Цифровая повестка ЕАЭС: опровергая миф о технологической отсталости и «странах-бензоколонках»

сс

В последние годы IT-отрасль демонстрирует высокие показатели роста в странах-партнерах Казахстана по Евразийскому экономическому союзу. Так, в Беларуси объем экспорта IT-услуг в прошлом году составил 1 млрд долларов. В России в 2017 году зарубежные продажи программного обеспечения и услуг по их разработке выросли на 10% по сравнению с показателями 2016 года и составили 8,5 млрд долларов – эта статья российского экспорта фактически сравнялась с оборонной промышленностью, в которой, как известно, РФ традиционно сильна. Все это как-то мало вяжется с образом «страны-бензоколонки» и «технологически отсталой России», зачастую транслируемым в казахстанском информационном пространстве.

Тем временем в Казахстане IT-отрасль находится в стагнирующем состоянии: для сравнения – экспорт компьютерных услуг из Казахстана в 2017 году составил всего 15 млн долларов. А ведь казахстанская специальная экономическая зона «Парк информационных технологий «Алатау» была создана еще в 2003 году, на два года раньше Белорусского парка высоких технологий.

С чем же связано столь очевидное отставание казахстанской IT-отрасли? С нехваткой компетентных кадров, «талантов» и «мозгов» и, соответственно бизнес-инициатив в этой сфере? Или с объективными факторами – отсутствием системной стратегии поддержки IT-отрасли на государственном уровне?

И еще один вопрос. Если уж IT-отрасль «рванула» вперед у наших соседей – партнеров по евразийскому интеграционному проекту, не следует ли рассматривать ЕАЭС как возможность для Казахстана запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда цифровой модернизации?

Они умные, а мы глупые? Отнюдь нет

Президент Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров уверен, что Казахстан не обделен ни кадрами, ни талантами и возможностями для развития информационных технологий. Однако в отличие от белорусских и российских коллег, представители казахстанской IT-индустрии не имели поддержки со стороны государства.

«Казахстанская экономика построена на том, что ни одна из отраслей не имеет каких-либо льгот и преимуществ перед остальными. К тому же сегодня практически все отрасли экономики платят налоги и не имеют теневого оборота. Это именно то, чего мы добивались практически с первых лет независимости. Однако за это время наши соседи – Россия, Беларусь – постоянно дотировали различные сектора экономики. Причем в числе приоритетных – IT-отрасль. В России, например, до 2016 года действовала государственная программа по поддержке IT-отрасли. В прошлом году была принята новая программа развития IT-сектора до 2025 года. Аналогично в Беларуси: участникам IT-рынка предоставляются значительные льготы, а также субсидирование и финансирование проектов со стороны государства», — поясняет Ш. Сабиров.

В Казахстане же IT-отрасль стала заложником государственного курса на унификацию условий для ведения бизнеса для всех секторов экономики.

«Отмечу, что если еще десять лет назад экономически целесообразно было уравнять все отрасли в правах, не предоставлять отдельным из них льготы и государственное субсидирование, то за эти годы ситуация в мире изменилась кардинальным образом. Если передовые отрасли экономики не имеют соответствующей поддержки со стороны государства (не просто на словах, а на деле), если они не имеют льгот, если не заданы стимулирующие параметры, по которым должен развиваться IT-сектор – отрасль будет находиться на одном уровне, будет стагнировать и развиваться, что называется, «не шатко не валко» — в зависимости от заинтересованности и возможностей частного бизнеса», — говорит эксперт в сфере IT.

Ш. Сабиров напоминает, что возглавляемая им Интернет Ассоциация Казахстана еще пять лет назад, в 2013 году, поднимала вопрос о создании Дорожной карты IT-отрасли.

«По сути, то, о чем в Казахстане заговорили только сегодня: цифровизация, поддержка IT-сектора – все это надо было делать еще пять лет назад. Впрочем, еще в 2013 году мы уже безбожно отставали от наших соседей. И не потому, что у нас нет необходимых компетенций или, скажем так, «они умные, а мы глупые». Отнюдь нет. Потенциал у казахстанской IT-отрасли просто огромный, и возможности нашего бизнеса также огромны. Однако отрасли обязательно нужны меры государственной поддержки», — подчеркивает президент Интернет Ассоциации Казахстана.

В числе самых простых, лежащих, что называется, на поверхности мер Ш. Сабиров перечисляет следующие: налоговые каникулы, компенсация затрат на инновационную деятельность, создание реестра, пула компаний, системообразующих для отечественной IT-отрасли.

«В конце концов, необходимо льготное кредитование для проектов IT-сектора. Если, к примеру, обычная процентная ставка сегодня составляет 12-14-18%, то льготное кредитование под IT-проекты нужно выделять под 4-5% годовых», — предлагает эксперт. Таким образом, по мнению президента казахстанской Интернет Ассоциации необходим всесторонний и всеобъемлющий комплекс государственных мер поддержки IT-сектора.

«Нужно понять, что за 5-10 последних лет мы катастрофически отстали в секторе IT-технологий, в том числе от наших соседей. И для того, чтобы сегодня «хвастаться», как Беларусь, миллиардными объемами экспорта IT-услуг и программного обеспечения, надо было приступать к поддержке отрасли еще 8-10 лет назад. И ничего плохого в том, чтобы поддерживать какую-то конкретную отрасль, нет», — подытоживает Ш. Сабиров.

Без единого цифрового пространства ЕАЭС работать не сможет

Белорусский эксперт Кирилл Озимко отмечает, что в странах ЕАЭС действительно хорошими темпами развивается сфера высоких технологий, и подчеркивает, что развитие этой отрасли является одной из приоритетных задач для руководителей Беларуси, Казахстана и России.

«Что касается союзной кооперации и интеграции в сфере информационных технологий – она уже сегодня постепенно происходит. Можно вспомнить, что в цифровой повестке ЕАЭС находится формирование единого цифрового пространства на всей его территории. Реализация данной идеи выражается в том, что уже сегодня существует ряд совместных проектов в сфере IT. Например, в апреле текущего года был создан Евразийский информационно-аналитический консорциум, в котором участвуют ученые и исследователи из разных стран союза. Также на территории ЕАЭС реализуется цифровая прослеживаемость товаров, создается единая информационная система промышленности, которая свяжет производственные организации и потребителей промышленного оборудования стран союза», — поясняет К. Озимко. Белорусский эксперт отмечает, что бизнес-сообщество также заинтересовано в реализации цифровой повестки ЕАЭС. «Выработана консолидированная позиция бизнеса в отношении реализации цифровой повестки союза. В частности, его представители заявляли о необходимости правовой защиты инвесторов, принимающих участие в формировании евразийских цифровых активов. Но в целом, несмотря на все устремления властей и бизнесменов, надо понимать, что формирование единого цифрового пространства ЕАЭС – это не самый легкий путь. Но оно постепенно будет сформировано. Это дело времени. Без этого уже в ближайшем будущем не сможет нормально функционировать любое интеграционное объединение, и это прекрасно понимают в Москве, Минске, Астане, Ереване и Бишкеке», — заключает К. Озимко.

Казахстан и Россия реализуют пилот по созданию цифровых транспортных коридоров ЕАЭС

Напомним, что заявление о цифровой повестке ЕАЭС было подписано 26 декабря 2016 года главами пяти государств интеграционного объединения. Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года были утверждены на заседании Высшего евразийского экономического совета 11 октября 2017 года. К числу приоритетных инициатив, которые планируется реализовать в ЕАЭС, относятся система регулятивных песочниц, цифровая прослеживаемость товаров, услуг и активов, цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, соглашение об обороте данных, цифровая промышленная кооперация.

В нынешнем году, в Сочи, на заседании Высшего Евразийского экономического совета, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение организовать работу офиса управления цифровыми проектами и инициативами на базе будущего Международного технопарка IT-стартапов в Астане. Казахстанские инициативы в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС были презентованы в июле в Астане и включали такие проекты, как «Использование открытых данных», «Открытая цифровая платформа для малого и среднего бизнеса» и «Электронное лицензирование». Казахстанская сторона подчеркивает, что каждый из этих проектов уже успешно действует в Казахстане и готов к масштабированию в рамках ЕАЭС и интеграции с аналогичными площадками. Отметим, одну из интереснейших инициатив Казахстана. Н

а сегодняшний день наиболее чувствительным препятствием для развития единого евразийского цифрового пространства является отсутствие взаимного признания государствами ЕАЭС электронной цифровой подписи. Это создает сложности с доступом потенциальных поставщиков к участию в закупках в электронном формате. Казахстанская сторона предложила решить технический вопрос по электронным ID на базе открывшегося в Астане Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). На примере регистрирующихся в МФЦА компаний можно будет использовать регулятивные «песочницы», уверены казахстанские эксперты. Одним из приоритетных проектов цифровой повестки ЕАЭС является создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

В настоящий момент Казахстан и Россия реализует два экспериментальных проекта, направленных на формирование цифровых транспортных коридоров. Во-первых, это пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС. Инициативу планируется реализовать до 31 марта 2019 года. Этот экспериментальный проект станет частью создаваемой системы цифровой прослеживаемости товаров в ЕАЭС и позволит сформировать принципы общей архитектуры цифровой прослеживаемости. Второй проект включает мониторинг автомобильных транзитных перевозок табака с использованием навигационных пломб. Эксперимент предполагается провести и завершить до 1 октября 2018 года. В нем примут участие национальные операторы систем отслеживания международных транзитных перевозок грузов. Предполагается, что Армения, Беларусь и Кыргызстан смогут присоединиться к проведению эксперимента по мере готовности. Подчеркивается, что создание цифровых транспортных коридоров позволит сформировать общий рынок транспортных услуг и единое транспортное пространство ЕАЭС, что способствует реализации транзитного потенциала Союза, снизит административные барьеры, ускорит окупаемость инфраструктурных проектов. Помимо этого, повысится эффективность, доступность и безопасность транспортных услуг, а также снизится их себестоимость.

Наконец, начиная с нынешнего года Евразийская экономическая комиссия проводит международный конкурс инновационных проектов «Евразийские цифровые платформы» — его результаты будут представлены на форуме «Евразийская неделя», который пройдет в октябре в Ереване. Заявляется, что конкурс призван выявить компании и проекты, способные внести значимый вклад в развитие Интегрированной информационной системы ЕАЭС. Отборочные этапы конкурса уже прошли в Кыргызстане, Казахстане, Беларуси и России. В Астане полуфинал совпал с открытием Международного технопарка IT-стартапов Astana Hub, состоявшимся 3 июля. Победителями казахстанского этапа конкурса стали облачный сервис для цифровизации грузоперевозок, логистики, трансграничной торговли Apilog.kz , система выявления экономических и коррупционных рисков при планировании, оформлении и оплате госзакупок «Выявление рисков в госзакупках», b2b-платформа для производителей, дистрибьюторов и торговых точек Smart Satu, а также игра, обучающая детей кулинарии, — «Маша и Медведь: готовим вместе». Таким образом, площадка ЕАЭС уже работает для выявления потенциала казахстанской IT-отрасли, как посредством возможного масштабирования уже состоявшихся казахстанских IT-проектов в рамках объединения, так и создания единых платформ – например, цифровых транспортных коридоров, и наконец, продвижения казахстанских компанией и их проектов на конкурсной основе на «союзный» уровень.

Жанар Тулиндинова
— оригинал вы можете прочитать на сайте iq.expert

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и КНР должно начать действовать в начале 2019 года

20180911182317
О необходимости либерализации рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), приоритетных проектах для стран ЕАЭС в контексте формирования Экономического пояса Шелкового пути и перспективах Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой рассказала член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина 11 сентября во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума.
Министр ЕЭК приняла участие в первом дне форума и выступила в качестве спикера на двух сессиях «Дальний Восток как центр экономического сотрудничества с АТР: диалог бизнеса и власти» и «Перекрестки Шелкового пути».
На первой сессии участники обсудили сложности и возможности, существующие на пути к диверсификации и усилению торговых и инвестиционных потоков в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), шансы и способы встраивания в интеграционную повестку АТР.
 
«Несмотря на всю турбулентность мировой торговли, считаем, что нам нужно не впадать в панику и не зацикливаться на протекционизме, а следует продолжать политику либерализации наших рынков, потому что большие входные барьеры азиатского региона можно снять только через заключение соглашений, – сказала Вероника Никишина. – И нам не нужно бояться открытия своего рынка, поскольку фактически он уже довольно либерален по сравнению с азиатскими рынками».
Во время второй сессии министр ЕЭК отметила, что китайская инициатива «Один пояс, один путь» – одна из наиболее масштабных инициатив развития XXI века, которая затрагивает не только пространство исторического Шелкового пути, но почти все Восточное полушарие Земли.
 
«В начале 2017 года мы выделили список приоритетных проектов для реализации странами ЕАЭС в контексте формирования Экономического пояса Шелкового пути как части инициативы «Один пояс – Один путь», – подчеркнула Вероника Никишина. – Тридцать девять проектов из этого списка направлены на строительство или модернизацию транспортной инфраструктуры (создание транспортно-логистических хабов и развитие ключевых транспортных узлов). Модернизация транспортной инфраструктуры, связывающей страны ЕАЭС со странами Азии, – необходимое условие нашей интеграции в азиатское экономическое пространство».
По словам министра ЕЭК, подписанное в мае Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР позволит инвесторам принимать стратегические решения на предсказуемой основе – это отраслевые диалоги в конкретных отраслях экономики с выходом на реализацию совместных проектов, например, в сфере транспорта, энергетики, сельского хозяйства. «Рассчитываем, что соглашение начнет действовать уже в начале следующего года. Но наполнение его конкретными проектами ведем уже сегодня», – заявила Вероника Никишина.
-оригинал вы можете прочитать на eurasiancommission.org

Американские санкции сблизят Тюркский совет и ЕАЭС? Послесловие к саммиту в Бишкеке

1535990442_045a6b2b-9c8e-ba49-2110-c9a5a19ca1fc

Прошедший в Бишкеке VI саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) запомнился, прежде всего, прирастанием новыми членами организации – Узбекистан заявил о намерении вступить в объединение, а Венгрия получила статус наблюдателя.

Итоговые заявления глав государств Совета касались главным образом вопросов культурно-гуманитарного спектра – сотрудничества в сфере молодежи и национальных видов спорта, а также празднования 90-летнего юбилея классика кыргызской литературы Чингиза Айтматова.

Вместе с тем многозначительным контекстом для встречи в Бишкеке стало крутое пике национальных валют двух стран-членов Совета – казахстанского тенге и турецкой лиры, которое эксперты связывают с введением американских санкций (в случае с Казахстаном речь идет о санкциях в отношение России, экономика которой тесно интегрирована с казахстанской). Не случайно самым ярким заявлением саммита стал призыв турецкого лидера Реджепа Эрдогана «положить конец господству доллара в международной торговле». Президент Турции озвучил эту мысль за время пребывания в Бишкеке дважды – на бизнес-форуме «Турция – Кыргызстан» и собственно на саммите.

«Использование доллара нам только вредит. Мы не сдадимся, мы будем победителями… Американцы ведут себя, как дикие волки», — приводят СМИ неполиткорректные высказывания турецкого лидера.

Очевидно, что такая повестка и расстановка акцентов потребует трансформации Тюркского совета в объединение с экономическими целями и функционалом. Напомним, что Турция уже поднимала вопрос о создании зоны свободной торговли тюркоязычных стран. С такой инициативой в 2016 году выступил министр экономики Турции на проходившем в Баку VI заседании министров экономики Тюркского совета.

Для Казахстана наполнение деятельности ССТГ экономическим содержанием всегда было самой собой разумеющимся тезисом. Вот и в этот раз в Бишкеке президент РК Нурсултан Назарбаев предложил упростить торговлю между странами-членами Тюркского совета.

Казахстанский лидер отметил, что необходимо в полной мере использовать транзитный потенциал стран ССТГ. «Мы расположены вдоль одного пояса — страны, являющиеся «золотым мостом», соединяющим Запад и Восток, Север и Юг. Это большое преимущество. Очевидно, что принятая недавно в Актау Конвенция о правовом статусе Каспийского моря будет способствовать повышению транзитного потенциала региона. Координация действий в данной сфере позволила бы увеличить эффективность наших транспортно-транзитных проектов. Поэтому в рамках встреч министров транспорта и морских администраций государств Тюркского совета необходимо проводить работу по упрощению тарифной политики и административных процедур», — заявил Нурсултан Назарбаев.

Напомним также, что ранее, в 2014 году, на IV саммите Тюркского совета, казахстанский президент предлагал  институализировать сотрудничество ССТГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и даже выступал инициатором присоединения Турции к евразийскому интеграционному проекту на правах ассоциированного члена.

Однако в публичном пространстве России – стержневой для ЕАЭС страны – эта идея была встречена с некоторым холодком и настороженностью. Не получит ли она поддержку сегодня, когда Турцию и РФ сближает недовольство американской санкционной политикой? Может ли ЕАЭС «прирасти» за счет ЗСТ Тюркского совета? Усилит ли это его потенциал? И насколько заинтересованы в этом партнерстве страны ССТГ? Падение тенге и турецкой лиры беспокоит страны региона.

Глава Клуба политологов «Южный Кавказ» (Азербайджан) Ильгар Велизаде, оценивая позицию Азербайджана в этом вопросе, отметил, что АР «заинтересована в создании любых благоприятных условий для взаимодействия государств региона и, в частности, тюркоязычных стран, позволяющих устранить преграды для развития транспортного сообщения, повышения транзитного потенциала, активизации инвестиционного и прочих видов сотрудничества в экономической сфере, роста товарооборота и совершенствованию его структуры».

«В этом смысле предложение лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева создает исключительно благоприятные условия. Тем более, что президент Казахстана известен тем, что не любит откладывать намеченные планы в долгий ящик. Конечно, в этом смысле интересно и предложение Нурсултана Абишевича использовать возможности нового финансового центра «Астана». Однако необходимо, прежде всего, общими усилиями повысить его практическую значимость, дать развиться этой инициативе», — поясняет азербайджанский эксперт. В Тюркском совете И. Велизаде видит, в том числе, инструмент минимизации экономических и геополитических рисков, характерных для современного мира. «Консолидация действий государств тюркского мира, которые участвуют в различных интеграционных объединениях, но вместе с тем строят сотрудничество на общности целей и гуманитарных, если можно так выразиться, идеологических основ, позволяет в значительной степени купировать те риски и проблемы, которые возникают не по их вине и носят глобальный характер. В этой связи американские санкции в отношении не только России и Турции, но и Ирана, давление на Китай, естественно создают необходимость в консолидированных действиях по предотвращению негативных последствий для региона. Те негативные процессы, которые происходят с турецкой лирой или казахстанским тенге, не могут оставить безучастными другие страны региона. Есть серьёзная обеспокоенность, которая создает фон для активизации общих усилий по минимизации этих деструктивных процессов», — подчеркивает И. Велизаде.

Соглашение о преференциальной торговле и ничего лишнего

Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович отмечает, что сегодня «складывается благоприятная обстановка для сближения Турции и СНГ». «В первую очередь большую роль здесь играет политическое сближение с Россией, обострение конфликта с США и фактические вступление в санкционную войну, а также общая с РФ позиция по Сирии. Подобное сближение может открыть дорогу к сотрудничеству Турции с ЕАЭС, что многократно предлагал Казахстан, или даже возможно с ОДКБ. Как минимум, открываются возможности, связанные с турецким лозунгом дедолларизации, которая уже происходит в евразийских государствах», — говорит Н. Мендкович.

Вместе с тем подписание ЗСТ между странами Тюркского совета представляется российскому эксперту «мало осмысленным», так как на текущий момент уже есть ЗСТ СНГ, которую и так уже поддержали страны Центральной Азии. «Более широкую интеграцию, включающую снятие нетарифных барьеров и общие производственные стандарты, уже включает ЕАЭС», — уточняет эксперт. Наиболее вероятным путем интеграции Н. Мендковичу видится подписание соглашения о преференциальной торговле ЕАЭС – Турция, то есть «своего рода ассоциированное членство Анкары в Союзе». «Эта возможность обсуждалась с момента начала разработки договора о ЕАЭС и сейчас может быть реализована. Такое соглашение определило бы круг рынков, на которые стороны готовы открыть взаимной доступ товаров и капиталов. Что максимально отвечает интересам Центральной Азии и исключает риск неконтролируемой экспансии турецкой продукции, которая в своё время убила сельское хозяйство Грузии и привела к захвату национального рынка турецкими продовольственными товарами», — поясняет эксперт РСМД. В то же время Н. Мендкович уверен, что развитие объединения тюркских государств вряд ли будет иметь экономическое измерение. «Интеграционные форматы уже есть, а присоединение к ним Турции должно иметь постепенный характер в интересах стран Центральной Азии. Военный «Тюркский союз» также маловероятен, так как основной военной силой в регионе будет оставаться Россия, а Турция пока слишком погружена в сирийский кризис и не сможет вести систематическую оборонную политику где-то, кроме Ближнего Востока. Но, подчеркну, развитие сотрудничества тюркских народов в сфере культуры, образования и общей внешней политики возможно. Его поддержит, в первую очередь, сама Россия, которая является одним из крупнейших государств с тюркских населением. Миллионы представителей тюркоязычных народов являются гражданами нашей страны, а ряд из них входят в ее высшее руководство», — подытоживает Н. Мендкович.

Месседжи Эрдогана адресованы турецкой аудитории

Казахстанский политолог Жаксылык Сабитов испытывает скепсис относительно того, что сделанные в Бишкеке заявления дадут серьезный импульс для трансформации Тюркского совета в экономическую организацию, а также создадут условия для сближения ССТГ и ЕАЭС. «На прошедшем в Бишкеке саммите происходил поиск единого знаменателя для всех членов ССТГ. Не секрет, что каждая страна, входящая в Совет, продвигает свою повестку для обсуждения и имеет свои четко очерченные национальные интересы. Казахстан подходит к этому объединения сугубо экономически рационально и поэтому все инициативы, исходящие от нашей страны, касаются в основном экономики», — говорит казахстанский эксперт. Заявления, сделанные Реджепом Эрдоганом в Бишкеке, адресованы, прежде всего, на внутреннюю турецкую аудиторию, считает Ж. Сабитов. «Эрдоган приехал на саммит показать своему внутреннему турецкому избирателю, что у Турции имеется надежный тыл, и американские санкции не приведут к международной изоляции страны. Его заявления не более чем популизм, адресатом которого являются граждане Турции», — поясняется казахстанский политолог. «Не думаю, что сейчас сложились благоприятные условия для сближения ССТГ и ЕАЭС. Это организации разного формата: ЕАЭС чисто экономическая структура, в то время как ССТГ больше фокусируется на культурно-гуманитарном сотрудничестве. Также маловероятно, что ССТГ будет реформироваться в экономическую международную организацию. Скорее, организация будет эволюционировать по подобию Северного совета, который также объединяет между собой близкие по духу скандинавские страны и занимается в основном культурно-гуманитарным сотрудничеством», — прогнозирует Ж. Сабитов. Если же на почве недовольства санкционной политикой США и образуется некое подобие антиамериканской коалиции, то это произойдет, скорее всего, за рамками ЕАЭС и ССТГ, в формате двустороннего сближения Турции и России, подытоживает казахстанский эксперт. Жанар Тулиндинова

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
— оригинал вы можете прочитать на сайте iq.expert

Опубликована предварительная программа Международного форума «Евразийская неделя»

20180903094746
На официальном сайте III Международного выставочного форума «Евразийская неделя» опубликована предварительная деловая программа. Она охватывает три дня и включает 30 мероприятий по трем основным направлениям: стратегическому, отраслевому и бизнес-треку. Форум пройдет 22-24 октября 2018 года в Ереване, Армения, и соберет на одной площадке профильных вице-премьеров и министров правительств, руководителей государственных корпораций и ведущего бизнеса государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и стран-партнеров Союза.
Первый день III Международного форума «Евразийская неделя», 22 октября, начнется с пленарного заседания «Реальный сектор экономики ЕАЭС: наращивание потенциала в условиях интеграции», посвященного развитию Союза за счет промышленной кооперации участников рынка.
Другими центральными мероприятиями первого дня станут презентация «Современная парадигма развития ЕАЭС», панельная дискуссия «Евразия и Иран: от сотрудничества к стратегическому партнерству», панельная сессия «Международный финансовый центр «Астана» – новые возможности для евразийского бизнеса», а также финал конкурса инновационных проектов «Евразийские цифровые платформы». Одновременно будет проходить ряд дискуссионных мероприятий, которые будут посвящены проблемам налоговой политики, регулированию внешнеэкономических сделок, экспортным возможностям легкой промышленности, перспективам развития евразийской интеграции.
Программа 23 октября начнется с пленарного заседания «Технологический прорыв и потенциальные возможности стран ЕАЭС», посвященного выработке скоординированной политики по внедрению инноваций и технологическому обмену в рамках ЕАЭС. Логическим продолжением этого мероприятия станут субконтрактационные сессии крупного, среднего и малого бизнеса ЕАЭС, которые позволят наладить деловые связи между заказчиками и поставщиками Союза.
Ключевыми мероприятиями второго дня являются: стратегическая сессия «Евразийское континентальное партнерство: расширяя пространство для бизнеса ЕАЭС», панельные дискуссии «Актуальные вопросы конкуренции на территории ЕАЭС» и «Перезагрузка ювелирной отрасли: от мастерских к брендам», а также саммит городов «Городская среда ЕАЭС – территория развития». Дискуссии также охватывают тематику сельского хозяйства, криптовалют и блокчейна, цифровой повестки ЕАЭС, развития транспорта и промышленности, а также другие темы.
Третий день, 24 октября, включает ряд дискуссионных мероприятий, посвященных проблемам функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, созданию единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий, нормативно-правовому регулированию обращения органической продукции, технологическому и промышленному сотрудничеству в рамках Союза, а также будущему ЕАЭС с точки зрения молодого поколения. Центральным мероприятием последнего дня станет заседание Делового совета ЕАЭС «Евразийская кооперация 2.0. На пути к безбарьерному сотрудничеству».
 
«Насыщенная программа форума построена таким образом, чтобы дать возможность предпринимателям  довести  до представителей органов власти свою точку зрения о существующих сложностях, задать вопросы и получить актуальную информацию о перспективах, которые открывает для них ЕАЭС. Можно будет лично пообщаться с регуляторами, а также установить новые партнерские отношения», – заявила член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина.
В течение трех дней на полях форума «Евразийская неделя» будут проводиться интерактивные опросы, презентации, деловые переговоры, обучающие сессии и бизнес-тренинги для предпринимателей.
Важным событием Форума «Евразийская неделя» станет выставка экспортного и кооперационного потенциала ЕАЭС, которая будет проходить на площадке форума в течение всего времени его проведения. В выставке примут участие более 120 экспортно ориентированных компаний Союза из следующих отраслей: сельское хозяйство, легкая промышленность, точная инженерия и IT, инновационные строительные материалы, ювелирная промышленность, фармацевтика.
 
Участие в форуме «Евразийская неделя» бесплатное. Регистрация на официальном сайте www.eurasianweek.com.
 
Справка
Форум «Евразийская неделя» – ежегодное мероприятие, проводимое странами ЕАЭС и ЕЭК. Инициативапроведения форума утверждена в мае 2015 года решением пяти премьер-министров государств-членов Союза. Мероприятие включает в себя деловую и выставочную части, способствует установлению B2B- и B2G-контактов.
 
Впервые форум состоялся в октябре 2016 года на площадке Московского международного форума «Открытые инновации». Второй форум прошел в августе 2017 года на площадке ЭКСПО в Астане.Событие ежегодно собирает более 2 000 участников из государств ЕАЭС и третьих стран.

 

С. Мартиросян: Отсутствие общей границы – не барьер для интеграции при наличии общих интересов

сосе

Российские регионы активно «прокладывают мосты» в Армению. И отсутствие у двух государств общей границы – вовсе не помеха для развития трансрегионального партнерства при наличии общих устремлений и интересов. Более того, именно расширение контактов на уровне субъектов России и Армении способно наполнить конкретным, понятным и выгодным для рядовых граждан содержанием евразийский интеграционный проект, считает начальник отдела по молодежному и межрегиональному сотрудничеству Российского центра науки и культуры в Ереване Сосе Мартиросян. Об этом в интервью «IQ» представитель Россотрудничества рассказала на полях состоявшегося в Саратове экспертного заседания «Инвестиционный потенциал межрегионального партнерства в ЕАЭС: возможности, факторы, резервы».

— Сосе, в своем выступлении на упомянутом заседании вы отметили приоритетную важность налаживания межрегиональных связей между субъектами Армении и России, а также с регионами других государств-партнеров по ЕАЭС. Чем подкрепляется такое мнение?

- Евразийский экономический союз функционирует уже три года, органами осуществляется огромная работа по обеспечению нормативно-правовой, инфраструктурной, научно-технологической базы ЕАЭС Запрос на активизацию межрегионального сотрудничества в Армении достаточно серьезный, перспективы их налаживания вызывают оптимизм и оживление. Межрегиональный формат взаимодействия, как правило, более динамичный, гибкий и мобильный. В качестве иллюстрации приведу пример налаживания контактов с саратовскими партнерами. Не далее, как в середине июля мы в Ереване, в Российском центре науки и культуры (РЦНК (представительство Россотрудничества) принимали гостей и партнеров с Поволжья, в том числе – представителей Информационно-аналитического центра «Евразия-Поволжье» и Российско-казахстанского экспертного IQ-клуба. Тогда за круглым столом участники встречи лишь концептуально обсудили перспективы налаживания прямых бизнес-контактов, совместного продвижения гуманитарных проектов в повестке Евразийского экономического союза. А сегодня, спустя месяц, здесь, в Саратове, мы обсуждаем уже конкретный документ – «Дорожную карту развития партнерства Саратовской области (Российская Федерация) и стран Евразийского экономического союза» – разработанный совместно уполномоченными властными органами, бизнес-структурами и экспертным сообществом региона. Следующий этап процесса, в частности для армянской стороны – предстоящая бизнес-миссия области в Ереван в рамках Международного форума «Евразийская экономическая неделя». Форум состоится в октябре и, не сомневаюсь, в ходе его мероприятий будут подписаны конкретные соглашения о сотрудничестве между конкретными предприятиями и компаниями. Как видите, отсутствие общей границы – вовсе не помеха для продвижения межрегионального партнерства при наличии общих интересов и устремлений.

- Опыт Саратовской области – прецедент? Или же тренд «трансграничности» осознают и адекватно встраиваются в него другие субъекты Российской Федерации? Насколько их активность заметна в общей федеральной повестке?

- Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что вступление Армении в Евразийский экономический союз открыло новые возможности взаимовыгодного планового сотрудничества со всеми государствами-участниками интеграционного объединения. Но, несмотря на это, безусловно, Россия была и остается основным торгово-экономическим партнером и основным инвестором республики. При этом в двустороннем формате успешно реализуются не только крупные межгосударственные совместные проекты, но и развиваются межрегиональные связи. Активизации их способствуют ежегодно проводимые российско-армянские межрегиональные форумы с участием губернаторов субъектов Российской Федерации, глав областей Армении, представителей бизнес-сообщества двух государств. В рамках форумов также традиционно проводятся молодежные слеты, в повестке которых вопросы евразийской интеграции неизменно сопровождаются повышенным интересом аудитории. Мы пытаемся создать площадку для свободного общения, где все участники могут поднять вопросы, которые их беспокоят, и обсудить, какие решения проблем можно найти. Касательно активности субъектов России приведу статистику: за минувший год и в первое полугодие нынешнего состоялись бизнес-миссии в Армению от Ярославской, Нижегородской, Архангельской, Вологодской, Курской областей. Буквально в конце июня Ереван посетила представительная делегация Санкт-Петербурга во главе с вице-губернатором области. По итогам мероприятий, проведенных для бизнес-структур в отраслевых сегментах, а также встреч с представителями общественных организаций, которые работают в Армении, можно уверенно констатировать: они видят перспективы своего развития приоритетно на российском направлении. В настоящее время РЦНК разрабатывает дорожную карту сотрудничества Курской области РФ и Ширакской области Армении. На днях в Гюмри, где есть представительство нашего центра, был проведен бизнес-форум с участием представителей бизнес-структур, молодых предпринимателей, которые поделились мнениями о том, в каких сферах они хотели бы работать с российскими партнерами, высказали дельные рекомендации по налаживанию прямых контактов с российскими контрагентами по перспективам создания совместных предприятий в сегменте МСБ. Это еще раз свидетельствует: интерес к сотрудничеству с регионами России в регионах Армении большой.

- Миссия структур Россотрудничества за рубежом прежде всего ассоциируется с гуманитарным измерением. Но из разговора с вами понятно, что прагматичные направления деятельности и, скажем так, «духовные» в нынешних реалиях неразделимы…

- Одно из главных направлений деятельности представительства Россотрудничества в Армении – развитие двухстороннего гуманитарного взаимодействия в области культуры, науки и образования. Крепкие культурно-гуманитарные и научно-образовательные связи обеспечивают долгосрочный эффект стабильности. Они способствуют сохранению и укреплению дружбы, уважения, взаимного доверия между Россией и Арменией, формируют благоприятное пространство для диалога, обмена достижениями и реализации совместных проектов. Сегодня очевидно, что гуманитарная составляющая важна для экономического успеха. Конкурентоспособность любого бизнеса определяется тем, насколько привлекателен в его комплексном предложении элемент гуманитарности, насколько он будет принят теми, для кого все это делается. Компании могут быть успешны за рубежом в том случае, если помимо основной экономической деятельности они уделяют внимание вопросам ее общественной приемлемости, заботе о потребностях местного населения, вносят свой вклад в развитие социальной, культурной, образовательной сфер жизни. Мы готовы оказать российским компаниям, ведущим бизнес в Армении, необходимую информационную помощь, оказывать поддержку российским бизнесменам в реализации гуманитарных проектов в Армении.

Беседовала Ольга КАЗАНЦЕВА
— оригинал вы можете прочитать на сайте iq.expert

Александр Рар: Путь в Европу для Казахстана лежит через Евразийский экономический союз

Гостем прошедшего недавно в Калининграде заседания дискуссионного клуба RuBaltic.ru и VIII Международной молодежной школы StudiaBaltica стал известный немецкий журналист-международник и политолог, научный директор Германо-российского форума, заместитель председателя Совета российской экономики в Германии, советник «Газпрома» по европейским вопросам Александр Рар. Тема дискуссии была обозначена как «Германия и Россия за сильную консолидированную Европу».

В рамках дискуссии Александр Глебович ответил на вопросы Российско-казахстанского экспертного IQ-клуба и участников школы StudiaBaltica:

- Александр Глебович, Казахстан является партнером и союзником России по экономическим и военно-политическим блокам – Евразийскому экономическому союзу и ОДКБ. Тем не менее, приоритетом Казахстана во внешней политике была и остается многовекторность. В последнее время в связи с обострением геополитической ситуации в мире и охлаждением отношений между Россией и Западом эта приверженность многовекторности подвергается испытаниям.

К таковым можно отнести голосование в Совбезе ООН, непостоянным членом которого является Казахстан, относительно резолюции России, осуждающей бомбардировку Сирии силами западной коалиции во главе с США – напомню, что Казахстан в итоге не поддержал российскую резолюцию. Следует также упомянуть непростую ситуацию с ратификацией договора с США о предоставлении казахстанских портов на Каспии для размещения американской военной логистической инфраструктуры.

Александр Глебович, как вы считаете, удастся ли Казахстану сохранить многовекторность во внешней политике или он может быть поставлен перед выбором: союзничество с Россией или сотрудничество с Западом?

- О самом главном вызове вы не упомянули… То, что вы описали, в целом правильно. Казахстан находится сегодня в сложной ситуации. Во-первых, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сам придумал новое евразийство – Евразийский союз это его идея. И в то же время он не хочет оставаться без Европы. При этом он понимает, что войти в Европу Казахстан в одиночку не может – в Европу ваша страна может войти только вместе с Россией.

Поэтому евразийская идея Нурсултана Назарбаева подразумевает создание восточно-европейского союза, который бы связывал самые лучшие и тесные отношения с Европейским союзом.

Против этого ничего сказать нельзя. Многовекторная политика для Казахстана единственная правильная – другого выхода сейчас нет. Но она и подчеркивается союзничеством с Россией в рамках ОДКБ и Евразийского экономического союза.

Третий вектор, о котором нельзя не упомянуть, — это Китай, который фактически уже перехватил лидерство и инициативу в центральноазиатском регионе и укрепляет там свое влияние, свою гегемонию. Вот на это надо обращать внимание.

Понятно, что казахстанские элиты хотят примкнуть к Европе. Я думаю, что это будет в том случае, если Евразийский экономический союз целиком договориться о том, как умножить общие усилия и с какой общей формулой, с какой общей стратегией разговаривать с Европейским союзом.

Я сожалею о том, что Евразийский союз пока не обрел статус политического объединения. В экономике он работает, а в политике каждый ищет свои собственные пути, свои собственные ориентации – на Восток, Запад, Китай и т.д.

На мой взгляд, нужно побороть страхи и сомнения и начать проводить общую внешнюю политику ради того, чтобы Евразийский союз, будучи уже политическим, устоял на этом пространстве и был интересен в качестве стратегического партнера, в том числе Западу.

- Похоже, с аналогичными вызовами сталкивается сегодня и Беларусь – другая ключевая для евразийского интеграционного проекта страна. Время от времени между Россией и Беларусью возникают трения в торгово-экономической сфере, на фоне которых происходит стабилизация диалога Беларуси с Европейским союзом.

В частности, ЕС снял санкции с Минска, в свою очередь Беларусь отменила визы для граждан ЕС, что заставило Российскую Федерацию возобновить контроль на границе в РБ. С чем, на ваш взгляд, это связано и каковы, по вашим оценкам, перспективы Союзного государства Беларуси и России с учетом вышеуказанных факторов?

- В принципе понятно, почему это все происходит. В течение двадцати лет наблюдается закономерность: как только отношения Запада с Россией ухудшаются, так они сразу улучшаются между Беларусью и ЕС. Очевидно, что Запад пытается «загребать жар чужими руками». Это геополитика – мы живем сегодня в стадии гибридных войн.

У Белоруссии так же, как и у Казахстана, есть стремление подружиться с Европейским союзом. В Европе это знают, и на этих клавишах хорошо играют.

Но объективно говоря, по своему менталитету, по истории своего развития Беларуси очень трудно будет войти в Европейский союз в том виде, в котором он существует сейчас. Беларуси, как и Казахстану, выгоднее иметь двухвекторную политику. По сути, она сделала уже свой выбор, вступив в Евразийский союз, который, на мой взгляд, будет все более политическим.

Я лично считаю, что у этого союза есть громадный потенциал, поскольку к нему будет все больше подключаться Китай – хотя это дело будущего, но, полагаю, это произойдет быстрее, чем мы думаем. Произойдет слияние Евразийского экономического пространства с китайской стратегией «Один пояс – один путь».

Беларуси тоже следует трезво посмотреть на ситуацию: Европейский союз во многих отношениях привлекателен, но у него нет уже того потенциала, экономического, финансового и политического, который бы дал ему возможность расширяться дальше.

Этого не хотят люди внутри Европы, и это видно. Это объективно так.

Поэтому если Беларусь ставит себе стратегическую цель войти в ЕС, то надо быть готовым сидеть в предбаннике, как Турция с 1963 года. Это как-то не очень красиво, это не стратегия.

Поэтому Беларусь сделала верный выбор в пользу ЕАЭС. Теперь нужно внутри Евразийского союза работать, чтобы он двигался в правильном направлении и выстраивал позитивные экономические и политические отношения с Европейским союзом.

- Евразийский экономический союз относительно молодое объединение, чему, по вашему мнению, оно может «научиться» у Европейского союза в экономической и гуманитарной сферах?

- Самая большая проблема тут вот какая. Европейский союз еще в 90-е годы теоретически мог выстроить единое гуманитарное и образовательное пространство с постсоветскими странами. Однако ЕС считал себя опытнее, старше, профессиональнее, лучше технически оснащенным, чем его соседи на Востоке – Евразийской союз или СНГ, как он тогда назывался. Именно поэтому страны ЕАЭС при любом сотрудничестве с ЕС должны были принимать западные нормы, стандарты, сертификаты.

Россия готова была делать это в 90-е годы. Однако затем политическая ситуация изменилась, и страны постсоветского пространства перестала устраивать позиция «ведомых». И Россия, также как Казахстан и Беларусь, отказались от того, чтобы перенимать западные стандарты – экономические, политические, образовательные.

Поэтому, полагаю, системы – европейская и евразийская – будут развиваться параллельно.

Чем может научиться ЕАЭС и ЕС еще? Как европеец мне хотелось бы ответить, что постсоветским обществам нужно научиться быть более плюралистическими, более демократическими и слушать всех. Европейский плюралистический порядок всегда предполагал, что любая маленькая страна – Мальта, Кипр, Эстония – имеет право голоса, и любое решение в Европе принималось на консенсусной основе. Правда, сегодня этот порядок нарушен, поэтому мне приходится делать оговорки в связи с тем, что сейчас он не действует.

В евразийском пространстве – в случае если оно станет политическом – конечно, было бы важно соблюдать плюрализм при принятии решений и демонстрировать это внешнему миру.

Жанар Тулиндинова

Информационно-аналитическая деятельность «Российско-Казахстанского экспертного IQ-клуба» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

- оригинал вы можете прочитать на сайте berlek-nkp.com

1 2 3 51