ПЕРВЫЕ «СТО ДНЕЙ» КЫРГЫЗСТАНА В ЕАЭС

12190116_1683539185193141_6345976208237874220_nТрадиция подводить итоги «100 дней» имеет давнюю историю и в большей степени связана с приходом нового главы государства (Наполеона во Франции, новых президентов в США). Однако понятие «100 дней» применимо и к отдельным направлениям политики и экономики государства.

Попробуем коротко подвести итоги такого важного периода как первые «сто дней» членства Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе, выделить преимущества и недостатки процесса интеграции КР в  ЕАЭС.

Во-первых, необходимо отметить, что период вхождения Кыргызстана в ЕАЭС совпал по времени со сложной экономической ситуацией в странах-партнерах, прежде всего, России и Казахстане, что не могло не сказаться на общем интеграционном процессе и макроэкономических показателях.

Во-вторых, Кыргызстан оказался не готов к беспошлинной торговле со странами ЕЭАС, хотя КР республика дольше всех является членом ВТО, и за это время, на уровне государства уже должен был быть выработан иммунитет и умение бороться с демпингом на внутреннем рынке.

В-третьих, негативным фактором процесса инкорпорирования Кыргызстана в ЕАЭС стало сохранение препятствий и ограничений для кыргызстанских товаров, сохранившихся на кыргызско-казахской границе.

В-четвертых, благодаря вхождению в ЕАЭС во всей красе проявились недостатки экономической модели, созданной в КР, за последние двадцать пять лет. Еще раз со всей очевидностью проявилась необходимость серьезной модернизации и развития всех отраслей производства но, прежде всего, сельского хозяйства, перерабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Кыргызстан слишком долго был «задним рынком» китайских товаров, слишком долго занимался перепродажей, а не производством.

В условиях ЕАЭС открывается достаточно широкий рынок для сбыта товаров, именно поэтому Кыргызстан может и должен ориентироваться на создание конкурентоспособных товаров и создавать экспортно-ориентированную модель экономики. Это является не только внутренней задачей Кыргызстана, но всех без исключения стран-участниц ЕАЭС, поскольку в условиях отсутствия достаточной финансовой базы КР нуждается в серьезных инвестициях партнеров из ЕАЭС. Это нормальный опыт любой интеграционной группировки. Например, в рамках бюджета ЕС закладывается серьезная статья под региональные программы помощи странам-участницам для обеспечения экономической конвергенции внутри союза.

Если говорить о положительных тенденциях, то в настоящее время практически подходит к концу процесс адаптации Кыргызстана к техническим регламентам ЕАЭС, выделены средства на модернизацию таможенных пунктов пропуска, оснащения их новейшим оборудованием, ветеринарных и санитарно-фитосанитарных систем контроля, создание новых лабораторий.

По решению Совета ЕЭК Кыргызстан присоединится к 43 секторам единого рынка услуг ЕАЭС. Присоединение Кыргызстана к единым правилам функционирования рынка услуг ЕАЭС означает для граждан этой страны возможное снижение стоимости услуг с учетом роста конкуренции бизнес-структур стран Союза на едином евразийском рынке услуг.

Для поддержания  процесса вхождения Кыргызстана в ЕАЭС создан Кыргызско-Российский фонд развития с капиталом в 1 млрд. долларов США. Проекты, реализуемые Фондом на территории КР должны способствовать общему экономическому росту и ускорению процесса адаптации  Кыргызстана в интеграционный союз. Приоритетными направлениями финансирования являются: агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, развитие инфраструктуры. Председатель фонда Нурсулу Ахметова проинформировала население о том, что к ним поступило 114 заявок на общую сумму 940 миллионов долларов. При этом необходимо подчеркнуть, что принципиально важным моментом является, насколько эффективно представители Кыргызской Республики воспользуются предоставленными финансовыми возможностями.

Задачи перед КР на перспективу:

Кыргызстану необходимо создать благоприятные условия для развития наиболее перспективных сфер производства. Объективные предпосылки к появлению новых брендов «Сделано в Кыргызстане» уже сегодня есть в горнорудной, текстильной, пищевой, мясоперерабатывающей сферах, в производстве экологически чистой продукции. Для этого есть сырьевая база, собственное электроснабжение, недорогая арендная плата за использование земли, достаточно дешевая рабочая сила. Это долгосрочная задача позволит Кыргызстану обеспечить не только присутствие на рынке ЕАЭС, но в перспективе и Европейского союза. Существуют объективные предпосылки для большего развития туристической отрасли.

Также законодательной и исполнительной ветвям власти КР необходимо сформировать действительно привлекательный инвестиционный климат. Для этого, прежде всего, решить проблемы вокруг двух крупных иностранных проектов в горнодобывающем секторе республики («Джеруя» и «Кумтора»), поскольку серьезные инвестиции не придут без гарантий права частной собственности, сохранности капиталов, обеспечения прав инвесторов, прозрачной системы налогообложения. Во-вторых, повысить заинтересованность местного населения в приходе инвесторов с иностранным капиталом либо создании совместных предприятий, для чего  создать механизм, гарантирующий получение выгоды населением в виде социальных проектов на местах работы иностранных компаний.

Не менее важной задачей является качественное информационное сопровождение проекта ЕЭАС в КР и недопущение политизации вопросов евразийской интеграции в свете подготовки к президентским выборам 2017 года. Решение о вступлении КР в Евразийский экономический союз принималось действующим Президентом и Премьер — Министром, поэтому отсутствие видимых показателей в развитии страны вследствие интеграционных процессов может стать предметом острой критики со стороны политических оппонентов и негативную ЕАЭС-волну могут использовать в политической борьбе в условиях приближающихся президентских выборов.

При этом не стоит забывать, что для независимого Кыргызстана, вопрос  политической стабильности – необходимое условие развития государства, дальнейшего эволюционного формирования единой идентичности народа. Вместе с этим, задачей властей Кыргызстана является не дать псевдо-патриотическим силам под различными предлогами (историческими, ментальными, языковыми) будоражить общество и «вставлять палки» в еще неокрепшие интеграционные процессы.

Именно поэтому важно уделять огромное внимание качеству информационного сопровождения проекта ЕАЭС в Кыргызстане. В связи с экономическим кризисом, интеграционный проект подвергается внешнему давлению, который проецируется на каждого участника. И самым слабым звеном в системе ЕАЭС является Кыргызстан. В целом можно утверждать, что интеграция КР в ЕАЭС пока, к сожалению, не носит необратимого характера. А, учитывая давление на республику со стороны США (что особенно проявилось в ходе визита госсекретаря США Джона Керри), неблагоприятную экономическую ситуацию и отсутствие системной информационной работы могут вообще привести к выходу республики из состава ЕАЭС, что самым негативным образом скажется на имидже интеграционного объединения и его дальнейшем развитии.

В настоящее время не только рядовые граждане  Кыргызстана, но и серьезные бизнесмены, многие управленцы республиканского ранга ждут мгновенный глобальный результат от интеграции, но при этом не замечают плюсы и достижения от вступления в ЕАЭС, уже полученные на данный момент.

Именно поэтому сейчас важно доносить до каждого правдивую и развернутую информацию о текущих интеграционных процессах и достигнутых результатах. От развития и эффективности интеграционного проекта именно в Кыргызстане будет много зависеть как для целостности ЕАЭС, так и формирования благоприятных предпосылок для вхождения следующего кандидата – Республики Таджикистан.

Нельзя допустить, чтобы внутренние проблемы, несовершенство политической и экономической системы списывались на интеграционный процесс. Интеграция – это взаимный процесс, равных партнеров, именно поэтому ожидать серьезного мультипликативного эффекта без внутренних преобразований не стоит.

В свою очередь высший евразийский экономический совет и  Евразийская экономическая комиссия должны уделить Кыргызстану пристальное внимание на этапе дальнейшей адаптации к условиям ЕАЭС. Прежде всего, должны быть устранены все сохраняющиеся барьеры для кыргызстанских товаров. Единый рынок товаров, услуг для Кыргызстана должен заработать в ближайшее время. Имеющиеся проблемы Президент КР А. Ш. Атамбаев уже озвучил на заседании высшего евразийского экономического совета в Астане 16 октября.

Среди необходимых мер важно отметить:

Создание действенных барьеров против реэкспорта товаров через территорию Кыргызстана, поскольку в рамках переходного периода (3-5 лет) для Кыргызской Республики предусмотрены ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин ЕТТ ЕАЭС.

Ликвидировать искусственно созданные препоны, особенно на кыргызско — казахской границе, для подлинно свободного перемещения грузов и товаров, произведенных на территории Республик.

Укрепление границ Кыргызстана, ставших внешними границами экономического объединения, усиление таможенного контроля в отношении третьих стран, для снижения риска контрабанды, наркоторговли и т.д., поскольку это необходимая мера в условиях либерализации режима внутренних границ ЕАЭС.

Формирование единого рынка труда, создание благоприятных условий для трудовых мигрантов (в настоящее время на подписи у Президента РФ находится Соглашение с Кыргызстаном о порядке пребывания граждан одной страны на территории другой).

Формирование общего бюджета за счет повышения пошлин с торговли с третьими странами, и перераспределение на региональные программы развития, в частности с целью выравнивания уровня экономического развития стран ЕАЭС.

Развитие интеграции в валютно-финансовой сфере, снижение зависимости от курса доллара, переход на национальные валюты в рамках торговых операций внутри ЕАЭС.

Необходимо разработать серьезные образовательные программы для Кыргызстана в рамках ЕАЭС. Основной их целью должно стать повышения уровня развития науки и новых технологий, появление высококвалифицированных конкурентоспособных трудовых ресурсов КР.

Свобода перемещения рабочей силы должна в полной мере дать возможность гражданам Кыргызстана работать и повышать квалификацию в любой стране ЕАЭС без оформления разрешений на работу или патентов, с теми же правами и на тех же условиях, как и граждане-резиденты страны нахождения.

В целом, прошел, конечно, совсем небольшой временной период нахождения Кыргызстана в ЕАЭС, первые суммарные итоги наверно можно будет подвести только в следующем году. Однако уже сейчас в Кыргызстане наблюдается рост поступления косвенных налогов на товары, импортируемые из стран-членов ЕАЭС, увеличение притока прямых иностранных инвестиций из стран СНГ и из России.

Правительство Кыргызстана осуществляет комплекс мер, направленных на адаптацию экономики страны к функционированию в условиях ЕАЭС. В ходе пресс-конференции, состоявшейся 4 ноября 2015 года в КНИА «Кабар», заместитель министра экономики КР Данияр Иманалиев отметил, что Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа текущего года, после этого на кыргызско-казахстанской границе были отменены все таможенные процедуры, на территории республики вступили в силу единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, единые требования на продукцию, установленные техническими регламентами Союза и другие нормы и положения Договора о ЕАЭС. Национальное законодательство приведено в соответствие с Договором о ЕАЭС. Принято 39 Законов Кыргызской Республики, а также 51 решение Правительства КР.

На наш взгляд, работа в этом направлении будет продолжена. При достаточно интенсивной работе со стороны национального правительства и созданных структур в рамках ЕАЭС, в ближайшей перспективе можно ожидать, что членство в ЕАЭС приведет к повышению конкурентоспособности, увеличению производственных и экспортных возможностей КР.

Главное – поступательное развитие и позитивный настрой. Адекватное восприятие возможных временных потерь, превращение недостатков в достоинства. К примеру, 12 ноября в ведущей общественно-политической газете «Вечерний Бишкек» появилась статья под громким названием «Минэкономика: Из-за вступления в ЕАЭС «Джунда» не вышла на полную мощность». Прочитав одно лишь название, уже можно предположить, что ничего позитивного в ней нет. Хотя в статье говорится о том, что на нефтеперерабатывающем заводе «Джунда» в г. Кара-Балта производится серьезное переоборудование, целью которого является выпуск продукции, соответствующей стандартам ЕАЭС – «Евро 5». Исходя из информационного повода, вполне адекватным названием данной статьи можно было предложить «Вступление КР в ЕАЭС поспособствовало технологической  модернизации завода «Джунда»». Содержание не меняется, но меняется восприятие. И таких примеров «игры слов» можно привести в большом количестве, что, несомненно, формирует массовое восприятие происходящих процессов в положительном либо отрицательном русле.

Считаем, что рассмотрение вопросов и реализация рекомендованных шагов, отраженных в данной статье, внесет дополнительную динамику в комплексную общественно-экономическую интеграцию КР в ЕАЭС.

Директор ИАЦ «Евразия-Поволжье»

Марина Лапенко

Египет: взгляд изнутри

mORFcEmR-jQЭтот текст, который я пишу уже почти в середине ноября 2015 года, будет несколько отличаться от традиционных материалов нашей рубрики «Мнение эксперта». Так или иначе, касаясь тяжелой темы авиакатастрофы российского Аэробуса А321 над Синаем, невозможно избежать обращения к личным воспоминаниям, наблюдениям и к пережитому. Совпадение заключается в том, что я сам отдыхал в Египте на протяжении всех дней эскалации напряженной ситуации вокруг гибели 224’х туристов. 219 человек – граждане России, 4 человека – граждане Украины, 1 человек – гражданин Беларуси.

Подробнее

Андрей Карпов: «Евраз» преткновения

icon150 (5)В середине ноября тема единой валюты для стран ЕАЭС вновь неожиданно вернулась в информационное поле.

9 ноября, депутат Государственной Думы, председатель Комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий отметил, что на сегодняшний день идет работа по созданию единой валюты ЕАЭС. «Скоро у нас будет единая расчетная единица. Фактор кризиса этому способствует. Сейчас идет работа в данном направлении«, — сказал Слуцкий в эфире программы «Познер».

Для многих экспертов обращение российского политика к теме единой валюты стало неожиданностью. Это явно не тот вопрос, по которому у евразийской пятерки на данный момент есть полное понимание и совпадение взглядов. Однако Леонид Слуцкий расставил акценты вполне четко и ясно, хотя при этом оставил временной отрезок на решение данного вопроса без очерченных границ.

Реакция из Ак Орды была, в целом предсказуемой. Вопрос был только в том, кто именно вновь озвучит уже известный подход Казахстана по теме единой валюты. На этот раз слово взял пресс-секретарь Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Даурен Абаев. Он, в частности, заявил, что вопрос создания единой валюты ЕАЭС на повестке дня не стоит.

Если быть более точным, то во время онлайн-брифинга журналисты ИА «Казинформ» поинтересовались у Абаева по поводу высказывания председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонида Слуцкого о том, что в настоящее время ведется работа над созданием единой расчетной единицы для стран ЕАЭС. «Сегодня создание расчетной единицы и единой валюты ЕАЭС на повестке дня не стоит. Этот вопрос не обсуждается ни на одном из уровней интеграционного объединения«, — подчеркнул Абаев.

Отметим также, что несколько ранее председатель Центробанка Армеии Артур Джавадян заявил, что переход на единую валюту в евразийском союзе — преждевременен. Он подчеркнул, что до 2025 года российская и казахская стороны не будут занимать данным вопросом. Джавадян подчеркнул, что на этот процесс потребуется 30 или 40 лет. Впрочем, поскольку Слуцкий заявил, что эта валюта появится «рано или поздно», можно довольствоваться констатацией факта – в широком смысле стороны друг другу не противоречат, поскольку временной 30-40 лет попадает под определение «рано или поздно».

На самом деле в нынешней ситуации нет ни доли политических или экономических разногласий. Вопрос только в том, какую риторику, зачастую слабо связанную с реалиями развития интеграционных процессов, выбирают спикеры от ЕАЭС. На этом направлении, к сожалению, ситуация за прошедшие три-четыре года с момента перехода к активной фазе евразийской интеграции, ситуация практически не изменилась.

Никто на самом деле не посягает на финансово-экономический суверенитет РК или РА. Наши депутаты и упраленцы из самых добрых побуждений рисуют благостную картину будущего единения (валюта, парламент, законодательная база и проч.) абсолютно не привязывая свои выводы о перспективах реализации этих процессов к практическим выкладкам. СМИ тиражируют эти публичные высказывания, и в дальнейшем начинается как бы заочная полемика – с кем? О чем?

Есть четкое и ясное заявление председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко о том, что в настоящий момент в ЕАЭС не планируют поднимать вопрос о переходе на единую валюту.

Приведем точную цитату Христенко:  «Этот вопрос, если и возникнет, то только после того, как мы завершим ту большую программу, которая сейчас в договоре намечена. Я думаю, что не раньше 2025 года обсуждение этого вопроса может возникнуть. Хотя все, что связано с девальвациями национальных валют требует как минимум другого, как минимум, начала выхода на согласованные валютные политики. И в этом плане это означает более тесную работу центральных банков, министерств финансов, министерств экономического развития».

Исчерпывающее разъяснение. Именно в этом ключе выдержаны и практические решения российского президента, в плане координации по линии валютных систем и актуализации темы Евразийского Центрального банка. Но и это — временные границы 2025 года. До момента согласования позиций будет идтии подготовительная работа. Ведется ли она уже сейчас? В этом также нет сомнений.Другое дело, что в нынешних условиях до предела наэлектризованного информационного пространства каждое слово будет множится на десять. И депутатскому корпусу, имеющему максимальный доступ к СМИ нужно быть в десять раз осторожнее с оценками и интерпретациями. Впрочем, это касается как отечественных избранников народа, так и их коллег из Казахстана, Кыргызстана, Армении, Беларуси.

Источник: ИАЦ МГУ

Интервью с заместителем директора ИАЦ Андреем Карповым

icon150 (4)ИАЦ: Говоря о долгосрочном влиянии волатильности на финансовом рынке РК, отметим, что в Мажилисе прошло заседание рабочей группы по рассмотрению законопроекта «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы». Ряд депутатов, участвовавших в обсуждении, утверждают в интервью СМИ, что из-за нестабильного курса будут пересмотрены некоторые параметры республиканского бюджета на следующие три года. Если сравнивать с Россией, то какие статьи бюджета в Казахстане находятся в «красной зоне»? 

А. Карпов: Если ориентироваться на ход обсуждения проблемы мажилисменами, то картина получается во многом сходная с российской ситуацией. В выступлениях депутатов упоминалось, в частности, что ограничения и запреты будут введены на любое новое строительство, все покупки, которые не являются объективной необходимостью, также предполагается резко сократить расходы на проведение различных крупных мероприятий. Тут, правда, особняком стоит ситуация с проведением ЭКСПО-2017.

В этом отношении мы видим не только сходство с российской ситуацией, но и прямые аналогии с казахстанскими реалиями 2007-2008 годов, когда «резали», прежде всего, статьи расходов на строительство и проведение торжественных мероприятий, прежде всего, международных. Так что ничего принципиально нового в этих заявлениях, по сути, нет.

ИАЦ: Честно говоря, бросается в глаза постоянный рефрен выступлений и депутатов и чиновников – мы не знаем, на какой курс тенге ориентироваться в 2016 году…

А. Карпов: Возьмем проект бюджета на 2016 года, представленный правительством РФ: $50 за баррель – прогнозная цена на нефть 2016 года, 63,3 – прогноз курса доллара относительно рубля в среднем по 2016 году, 6,4% — прогноз инфляции. Сокращению подверглись сфера ЖКХ (-40%), образование (-8%) и здравоохранение (-11%). Увы, это было вполне ожидаемо.

А в Казахстане еще в октябре урезали проект бюджета страны на ближайшие три года на 74 млрд. Только бюджет Алматы сократили на 30 млрд. тенге. И, кстати, сразу очевидно, на чем будут экономить власти южной столицы — приобретение комплекса «Ипподром Алматы», строительство курорта «Кок Жайлау», пешеходных переходов, развязки и административных зданий в одном из районов города. Алматы – как зеркало секвестра бюджета.

На мой взгляд, до конца остается нерешенным вопрос и по средствам, выделяемым на ЭКСПО-2017. Хотя на данный момент правительство РК уверяет, что эта статья расходов будет практически полностью обеспечена. Не все эксперты в этом абсолютно уверены.

Российские коллеги, я полагаю, могут присоединиться к оценке, высказанной по итогам пятничного заседания Гульжаной Карагусовой. Действительно, корректировка курса дает дополнительные средства, но эта же корректировка дает и дополнительные затраты: оборона, инфраструктурные проекты, медицина. И да, в настоящей ситуации увеличивать доходную часть бюджета — это почти непосильная задача. То есть если чудесным образом цена на энергоносители не пойдет вверх, то, вполне вероятно, что возникнет необходимость дополнительного секвестирования.

ИАЦ: В начале года Ерболат Досаев заявил на совещании у Президента РК, что программа «Нурлы жол» будет «основным «каркасом» для выполнения контрциклической экономической политики правительства в текущем году». Можно ли утверждать, что стратегические инициативы АК Орды в сфере экономики действительно создают подушку безопасности в условиях нарастающих кризисных явлений в экономике.

А.Карпов: Полагаю, что это, действительно, реальный инструмент противодействия кризисным явлениям. Однако, замечу, что в январе 2015 года никто не мог предположить, до какой глубины и остроты могут дойти кризисные явления. Как в плане негативной динамики курса национальной валюты, так и по цене на энергоносители. Программа «Нурлы жол» — это фундамент для формирования пакета антикризисных мер, но и их эффективность может быть ограничена, если ситуация будет ухудшаться и дальше.

Впрочем, уже очень скоро можно будет проверить достоверность прогноза нового казахстанского финансово-экономического гуру Олжаса Худйбергенова, который не так давно заявил о том, что намечаются предпосылки для роста цены на нефть до 60–70 долларов за баррель. Это повлечет за собой рост цен на энергоносители и позволит чиновникам несколько перевести дух.

Но в этом случае стоит процитировать известный в финансовой среде анекдот про трейдера, который ждет на этаже вызванный лифт. Открываются двери, в кабине стоит аналитик. Трейдер с сарказмом: «Теперь ты мне точно скажешь, вверх или вниз!».

Правительство РК и кабинет министров РФ, наверно, очень бы хотели располагать квалифицированной экспертной поддержкой, но ситуация на рынках зависит от такого множества трудно учитываемых факторов, что любой свежий прогноз завтра уже может безнадежно устареть. А политики требуют от экономического блока  точности и системности анализа. Получается замкнутый круг.

Источник: ИАЦ МГУ

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ВИЗИТА ДЖОНА КЕРРИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ

для Керри

Госсекретарь США Джон Керри на этой неделе завершает центрально-азиатский вояж, посетив все республики Центральной Азии. Свой визит Керри начал со столицы Кыргызстана, приземлившись в Бишкеке в субботу (31 октября), после переговоров в Вене по сирийской проблематике. Затем он посетил Самарканд (1 ноября),  Астану (2 ноября), Душанбе (3 ноября), далее Ашхабад. Керри планирует войти в историю США как первый госсекретарь США, посетивший все пять республик Центральной Азии в ходе одной поездки. Подробнее

ТУРНЕ ПО СТРАНАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НОВЫЙ «АМЕРИКАНО-ЯПОНСКИЙ ЗАХОД» В РЕГИОН

IMG_0715

Центральная Азия вновь оказалась в центре внимания ведущих региональных и внерегиональных игроков. В Астане прошли значимые мероприятия в рамках ЕАЭС. Центральную Азию посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, и китайский лидер Си Цзиньпин. Данные события указывают на то, что возможно начинается новый этап геополитического соперничества в регионе. Подробнее

1 48 49 50 51 52 53