5 ключевых рисков Евразийского экономического союза

1df54f37a8765c93784459256f3Евразийский союз постепенно набирает обороты. Однако существует ряд внутренних факторов, которые тормозят его развитие. Основные экономические проблемы и нестыковки внутри Евразийского союза связаны с особенностями национальных экономик государств-участников. Елена Кузьмина, зав. сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, выделяет 5 ключевых рисков, которые могут подорвать развитие ЕАЭС, и предлагает пути для решения проблем.

1. Ориентация на рынок третьих стран

Для всех стран–членов ЕЭАС главными экспортными товарами являются природные ресурсы или продукция их первичной переработки. Это говорит о том, что для государств более интересен рынок третьих стран в силу идентичности этой группы товаров и величины спроса на природные ресурсы в странах Евросоюза и Китае.

2. Необходимость развития новых производств и специализации стран

Минимальное количество общих производственных проектов, а также отсутствие детальной программы развития производственных мощностей ведет к торможению взаимной торговли внутри ЕАЭС. Первичные торговые эффекты от участия в Таможенном союзе, а также от отсутствия внутри Союза таможенных пошлин на большинство товаров исчерпываются в течение первых нескольких лет.

Так и произошло в торговле между странами–основательницами ЕАЭС. В первые три года функционирования Таможенного союза торговля между Россией, Казахстаном и Беларусью интенсивно росла, но затем ее темпы стали сокращаться. Теперь для наращивания торговли внутри Союза необходимо развитие новых производств и увеличение за счет этого номенклатуры товаров.

При этом необходимо развивать специализацию стран в производственной сфере, чтобы у нас не было или был минимум идентичных товаров на общем рынке. О подобной специализации стран не раз говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

3. Конкуренция, а не взаимодополняемость 

Резкое падение мировых цен на нефть в конце 2014 г. и валютной выручки от экспорта энергоресурсов сократили возможности по импорту готовой продукции обрабатывающей промышленности из третьих стран. Это усилило необходимость обеспечения потребностей государств-членов ЕАЭС собственной промышленной продукцией. Импортозамещение продукции из третьих стран становится приоритетным направлением сотрудничества внутри Союза.

Но оценка национальных программ промышленного развития государств-членов ЕАЭС выявила, что страны рассматривают единое экономическое пространство лишь с позиций дополнительных экспортных возможностей для национальных экономик.

При этом свои внутренние рынки предполагается насыщать только собственной продукцией с помощью импортозамещения. Отраслевые приоритеты развития промышленных комплексов стран ЕАЭС имеют высокую степень совпадения, как и номенклатуры экспортных промышленных товаров, что ведет к их конкурентности, а не взаимодополняемости.

4. Недостаток инвестиций в инновационную среду

Интеграция в основном происходит в исчерпывающих свой потенциал традиционных отраслях экономики, в частности, в сфере энергетики, химической и нефтехимической промышленности, металлургии. Эти виды продукции имеют низкую добавленную стоимость. По классификации ООН стоимость 1 кг сырьевой продукции составляет не выше $100, в отличие от наукоемкой продукции, где 1 кг продукции стоит свыше $1 млн.

В контексте новой интеграционной политики (реализация мероприятий по формированию скоординированной политики) важнейшее значение приобретает выработка согласованной промышленной политики с действенными механизмами наращивания производственного потенциала.

ЕЭК определила основные направления промышленной политики. Это авиакосмическая отрасль (в том числе производство спутников дистанционного зондирования земной поверхности и вертолетостроение), автомобилестроение, производство дорожно-строительной техники, машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, подъемно-транспортного оборудования. Сюда же входит производство промышленной продукции для железнодорожного транспорта, электроприборов, электронного и оптического оборудования и компонентной базы, станкостроение, энергетическое машиностроение. Однако конкретные совместные проекты пока не разработаны.

Интеграция в инновационной сфере могла бы увеличить устойчивость национальных экономик, поскольку темпы их экономического развития будут зависеть не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера капитала, а также от способности бизнеса генерировать знания и реализовывать их на производстве в качестве инновационных продуктов.

Кроме того, интеграция в инновационной сфере позволит преодолеть барьеры, связанные с отсутствием общей границы и соответствующих транспортно-коммуникационных возможностей на пути формирования общего единого рынка.

Однако основным камнем преткновения выступает отсутствие взаимных инвестиций в эти отрасли. Страны инвестируют в свою национальную промышленность по мере своих возможностей. Исключение, пожалуй, представляет лишь Российско-Кыргызский Фонд развития, который выделяет средства на производственные и инфраструктурные проекты.

5. Нехватка транспортной инфраструктуры

Серьезную проблему для развития Союза представляет собой недостаточная развитость транспортной и других видов инфраструктуры, недостаточный уровень логистики. Хотя развитие транспортной инфраструктуры сегодня во всех странах идет быстрыми темпами, объединение национальных транспортных систем в единое транспортно-логистическое пространство – еще достаточно отдаленная перспектива. Большим плюсом в развитии этой сферы, конечно же, является участие государств ЕАЭС в международных транспортных коридорах, в первую очередь – Китай – Европейский союз, а также Север – Юг.

В 2014 г. в ЕАЭС создана Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК) при участии России, Казахстана и Беларуси, которая является оператором, оказывающим услуги по организации железнодорожных перевозок и услуг экспедирования. Она нацелена на обслуживание грузоперевозок между странами Юго-Восточной Азии со странами ЕС через территорию ЕАЭС и стремится к переориентации контейнерного грузопотока с морского на железнодорожный транспорт.

Основным драйвером развития международных коридоров сегодня стало появление унифицированных документов, например, накладной на транзитные перевозки на направлениях Восток – Запад через Забайкальск, Эрлянь, Достык, Хоргос, Суйфэньхэ. Также важным фактором является подписание соглашения между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа.

Основные проблемы развития заключаются в растущих потребностях в подвижном составе для выполнения перевозок в условиях дисбаланса объема грузопотоков, ограниченной пропускной способности пограничных переходов между сопредельными странами, а также ограниченной пропускной способности Восточного полигона сети РЖД, сдерживающей увеличение скорости движения транзитных контейнерных поездов.

В автомобильной инфраструктуре свои проблемы: ее меньшая развитость, качество дорог, особенно немагистральных дорог.

Решение этих проблем специалисты видят в увеличении скорости движения транзитных контейнерных поездов, расширении использования информационных технологий как при перевозках, так и в продвижении транспортных услуг, а также в расширении географии транзитных контейнерных сервисов.

Это лишь основные блоки, каждый из которых имеет более детальную градацию проблем развития интеграции в ЕАЭС.

Источник: «Информационно-Аналитический Центр»

 

 

 

Кыргызско-казахские сложности не отразятся на ЕАЭС

2976692Регулятивные механизмы заложены не только в договоре о ЕАЭС, но и в иных институтах.

Усиленный режим пропуска на границе Казахстана, применяемый по отношению к гражданам Кыргызстана, евразийские эксперты считают временным и не влияющим на общее развитие евразийской интеграции.

С 8 октября 2017 года казахстанская граница переведена на режим работы, близкий к усиленному: грузы и пассажиры, направляющиеся в Кыргызстан, тщательно досматриваются и проверяются.
Режим возник для кыргызских перевозчиков неожиданно, и был спровоцирован, по мнению аналитиков, критикой президента Кыргызстана в адрес казахского коллеги и его аппарата. Руководство Казахстана, по мнению Алмазбека Атамбаева, вмешивалось в ход выборов в стране.
Вслед за этим правительство Казахстана выпустило заявление с подробным указанием перечня материальной и иной помощи Кыргызстану, и попутно установило особый контроль над кыргызскими грузоперевозками.
Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков, имев короткую встречу на полях Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС), через пресс-службу сделал заявление о том, что вопрос с границей решен, что не соответствовало действительности.
Коллеги из Казахстана вновь обнародовали заявление, что Кыргызстан вводит всех в заблуждение, и усилили давление и на пеших граждан КР, пересекающих границу.

16 октября пресс-служба Министерства информации и коммуникаций Казахстана заявила, что ситуация на казахстанско-кыргызской границе остается стабильной, а все операции ведутся в плановом режиме. Его особый характер, по информации силовиков, продиктован борьбой с «серым» импортом, контрабандой и терроризмом.

— За последние сутки было проверено более 130 транспортных средств. Выявлено 13 автомашин с грубыми нарушениями. Речь идет о превышении весогабаритных параметров и отсутствии казахстанского бланка разрешения. Семь пассажирских автобусов помещено на штрафстоянку за отсутствие лицензии на регулярные пассажирские перевозки. Также за время плановой проверки было задержано более 100 человек, среди которых есть и граждане Кыргызстана, за нарушения миграционного законодательства и правил пребывания в Казахстане. Был также задержан один человек за попытку провоза боеприпасов в количестве двух патронов, и одна женщина за попытку пересечения границы в неустановленном месте. Сегодня на территорию Казахстана вошла группа кыргызстанских военных, которые направляются на миротворческие учения стран-участниц ОДКБ «Нерушимое братство-2017» в Алматинской области. Это служит свидетельством того, что Казахстан и Кыргызстан продолжают тесное сотрудничество, в том числе и в военной сфере, — приводит данные ведомство.

В день выборов президента Алмазбек Атамбаев выступил с речью, где подверг критике уже весь Евразийский союз, и пообещал созвать внеочередное заседание ВЕЭС, чтобы решить вопрос о равенстве его членов. Фактически, глава Кыргызской Республики поставил вопрос о необходимости самого ЕАЭС, если одна страна нарушает все его положения, и применяет рычаги давления на другого партнера.

Свой комментарий относительно того, как могут повредить развитию ЕАЭС текущие сложности двусторонних отношений Бишкека и Астаны, «Деловой Евразии» предоставила Завсектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова Елена Кузьмина. По ее мнению, в урегулировании заинтересованы как Кыргызстан с Казахстаном, так и все партнеры двух стран, при этом – не только в Евразийском союзе, но и за его пределами.

Елена Кузьмина

— От этого [осложнения на границах], в первую очередь, может пострадать сам Кыргызстан. Во-первых, если не откроются границы, то не будут проходить товары, продукты питания. Среди них есть скоропортящиеся, и в случае порчи, их владельцы будут иметь большие убытки. Что касается Евразийского экономического союза, то на данный момент здесь нет каких-либо крупномасштабных проектов, реализация которых могла бы стать под сомнение. Во-первых, сейчас каких-то многосторонних проектов, чтобы они рассыпались, нет. Второе – подписан ряд документов, как-то: согласованная примышленная политика, и ряд других договоренностей. Поэтому, как мне кажется, существованию самого Евразийского экономического союза ничего не угрожает – все будет решено. Возможно, при участии посреднической роли третьей стороны, — подчеркивает Елена Кузьмина.

Автор: Савелий Петров

Источник: «Деловая Евразия»

 

Благодаря зоне свободной торговли с Вьетнамом ЕАЭС приобрел новое качество

DSC_1125В преддверии очередного саммита лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества Фонд поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» совместно с информационным агентством REGNUM проведут в Москве круглый стол на тему «АТЭС-2017. Курс на Вьетнам». О том, почему в контексте крупного международного форума особое внимание уделяется именно этой стране, «IQ» рассказал председатель Экспертного совета ФПНИ «Мастерская евразийских идей» Григорий ТРОФИМЧУК.

- Григорий Павлович, повестка приуроченной к саммиту АТЭС экспертной встречи достаточно обширна и предполагает рассмотрение многих аспектов взаимодействия с Вьетнамом. Почему в контексте предстоящего форума вы сочли необходимым уделить особое внимание именно этому государству Азиатско-Тихоокеанского региона?

- Вьетнам – не просто один из партнеров России в ключевом Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наши двусторонние отношения носят характер всеобъемлющего стратегического партнерства. Более того: на недавней встрече в Москве президентов Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам Владимир Путин предложил усилить и статус нашей исторической дружбы, назвав ее «особой». Имея в виду, в том числе и тот факт, что в 2019 году будет отмечаться 25-летие установления дипломатических отношений между нашими странами.

Наконец, эксклюзивное внимание Вьетнаму уделяется еще и потому, что именно эта страна будет принимать саммит АТЭС-2017. И в этом статусе Вьетнам выглядит уже совсем иначе, нежели в привычном для многих и во многом стереотипном статусе «регионального государства». Это статус страны, по многим параметрам имеющей право претендовать на геополитическую роль.

Кстати, сегодня многие удивляются, когда не видят СРВ среди стран «Большой двадцатки», поскольку уверены: он там должен быть уже давно.

- При этом Вьетнам стал первой страной, с которой Евразийский экономический союз оформил соглашение о зоне свободной торговли. По-вашему, этот факт – воплощение «исторической ностальгии» или же он обусловлен экономической/геополитической прагматикой?

- Полагаю, ностальгия в российско-вьетнамских отношениях будет присутствовать всегда. И это очень хорошо, так как позволяет нам вместе не только многое помнить, но и использовать прочную базу дружбы для движения вперед уже в новом качестве. Именно это и связывает советско-вьетнамские и российско-вьетнамские отношения, которые остались, к счастью, на своем месте после утраты СССР.

За счет того, что Вьетнам с 2017 года начал полноценную и полновесную работу в зоне свободной торговли ЕАЭС, и сам Евразийский экономический союз приобрел новое качество, развернув плечи до Юго-Восточной Азии – одной из ключевых территорий на современной карте мира. И теперь нам всем вместе, включая, естественно, Казахстан и других партнеров по ЕАЭС, необходимо воплотить это преимущество на практике, в полной мере воспользовавшись ресурсом партнерства с Вьетнамом.

Экономика в данном случае имеет приоритетное и важнейшее значение. И пора понять: Вьетнам – не только красивая страна, очень привлекательная для туризма. За счет вьетнамской «преференции» в ЕАЭС мы должны повысить эффективность всех наших экономик, в том числе имея в виду уход от проблем, связанных с непрерывными экономическими кризисами.

Вьетнам многогранен и огромен во многих отношениях. Он открыт и готов к любым предложениям в сфере экономики и финансов, и очень мобилен во всех смыслах.

Что касается геополитики, то еще раз подчеркну: на Юго-Восточной Азии сходится слишком много «нервных окончаний», регион имеет важное геополитическое значение. Достаточно вспомнить о транспортном (в том числе по перевозке сырья) коридоре, который проходит здесь.

В пользу потенциальной успешности партнерства с Вьетнамом приведу еще один интересный факт: по неофициальной статистике, вьетнамцы – один из трех народов мира, обладающих наивысшей степенью сопротивляемости по отношению к самым сложным проблемам и вызовам.

- Тем не менее, очень многие до сих пор воспринимают Вьетнам «рудиментарно». В их понимании это аграрная страна, не обладающая какими-либо весомыми ресурсами для экономического прорыва. Насколько такой образ соответствует реалиям? Какие направления взаимодействия с Вьетнамом видятся наиболее перспективными с позиций не только России, но и ЕАЭС?

- Безусловно, у СРВ сохранились хорошие показатели в области развития сельского хозяйства. Страна производит в промышленных масштабах большой набор продукции. Один из новых брендов – вьетнамский кофе, попробовав который, многие признаются, что до этого они «не пили кофе вообще».

Вьетнамская промышленность активно осваивает новые сферы и ниши.

Если говорить об активности в инвестиционном плане, то Вьетнам – один из лидеров в мире, что напрямую влияет на рост ВВП страны, рекордный на фоне общемирового спада.

К слову, СРВ активно работает не только с Россией, два его основных экономических партнера – КНР и США.

Вьетнам готов развивать любые направления сотрудничества, которые имеют хорошие перспективы, не говоря уже о таких традиционных для страны отраслях, как, например, легкая промышленность, производство электроники.

Уже сейчас мы можем развивать совместные проекты в сфере малого и среднего бизнеса в рамках межрегионального сотрудничества. Для этого созданы все условия: вьетнамские провинции готовы взаимодействовать с регионами стран-членов ЕАЭС, зарабатывать деньги.

Повторюсь: главный ресурс Вьетнама – его люди, которые готовы работать много и качественно, только предлагайте совместные проекты.

Автор: Казанцева Ольга

Источник: «Казахстанско-российский экспертный IQ-клуб»

1 2 3 4 5 45