Станет ли Россия культурным центром для тюрков?

1Станет ли Россия культурным центром для тюрков?

Насколько актуальны на сегодняшний день исследования на тему тюркской составляющей единого российского культурного пространства? Заинтересована ли Москва в углубленном изучении тюрков России? Насколько положительно ответы на эти вопросы могут сказаться на межгосударственных отношениях России с теми же странами Центральной Азии? На эти и иные вопросы сотрудники Геополитического центра «Берлек-Единство» отвечали совместно с приглашенными экспертами 25 января 2017-го года в г. Москва на международном круглом столе «Социокультурное притяжение тюркских народов России и стран Центральной Азии», в рамках которого прошла презентация аналитического доклада «Россия как один из культурных центров тюркского притяжения и многообразия».

Поле для работы огромно. И мы настроены продолжать исследования.

Открывая международный круглый стол эксперт Центра Булат Мурзагалеев отметил:

«С августа прошлого года сотрудниками Центра было подготовлено, опубликовано и презентовано уже три аналитических доклада, в которых мы старались показать целевой аудитории значимость межкультурных коммуникаций тюрков, славян и других народов, проживающих в России, для развития единого, но в то же время многогранного культурного пространства в Евразии. В то же время, по понятным причинам, особое внимание уделялось именно тюркской компоненте как подспорью для налаживания взаимоотношений между Россией и странами Центральной Азии.

Исторически так сложилось, что ментально и духовно те же башкиры и татары очень близки по образу мышления и комплексному набору морально-этических, культурно-духовных ценностей и ориентиров с, например, казахами и кыргызами. Так почему бы не выстраивать взаимоотношения с той же Астаной или Бишкеком основываясь на близости народов? Очевидно, что Москва не оставляет без внимания сей факт, понимая то, что потенциал его развития очень большой. И мы намерены продолжать работу в этом направлении в рамках последующих проектов».

Анализ показывает, что взаимодействие России и стран Центральной Азии в культурном поле позволит сохранить и укрепить межкультурное взаимодействие.

Эксперт Центра Артур Сулейманов, в рамках своего выступления, подробно рассказал о результатах проделанной при написании доклада работы:

«Состоящая из пяти глав работа вбирает в себя результаты двух представленных ранее в Уфе иКазани докладов, и дает своего рода ответ на актуальные вопросы о российском участии в интеграционных процессах центрального пространства Евразии. Но ее никоим образом нельзя считать конечным результатом, поскольку реальный объем работы, которую не только можно, но и нужно проделать в этом направлении – колоссален.

Однако, уже сейчас мы пришли к выводу о том, что позитивное построение межнационального диалога российских народов, существенную долю которых составляют именно тюрки, дает полное право говорить о готовности России стать одним из ведущих центров тюркского притяжения на мировой арене. Причем не столько в сфере политики или же экономики, сколько, в первую очередь, в области межкультурного взаимодействия. Это, в свою очередь, позволит сохранить многообразие народов, их индивидуальные особенности и их общие отличительные черты».

Сохранение традиционной культуры позволяет развиваться в духовном плане, а также адекватно оценивать реальность.

Рассуждая над одним из обозначенных в программе вопросов, Зав. кафедрой «Международных отношений и права» Дипломатической академии МИД КР Айнур Джоробекова (г. Бишкек, Кыргызстан) подробно рассказала о своем понимании значимости традиционной культуры в современных реалиях:

2«Сегодня традиционная культура становится одним из источников духовно-ориентированных моделей развития и критерием оценки реальности. Мы находимся на таком уровне, когда на традиционную культуру нужно смотреть дифференцировано. Традиции – это не сплошная архаика и затхлое прошлое.

Традиционная культура по своему стажу, по своему опыту древнее и живучее всех общественных явлений. По сути, это спаситель и «поплавок» народов. Она родилась из жизненной необходимости для выживания и регулирования отношений внутри общества. Традиционная культура – это потребность, она возникала естественно и для жизни народа».

Россия действительно может стать одним из мировых культурных центров тюркского притяжения, но для этого нужно работать и внутри самой России.

Пресс-секретарь ЦАИ «Евразийский мониторинг» Жанар Тулиндинова (г. Астана, Казахстан) поделилась своей реакцией на прочтенный доклад:

3«Сам тезис о России, как одном из культурных центров тюркского притяжения мне показался основанным на фактах. Особенно в случае с тюрками постсоветского пространства. Поскольку в России проживает множество тюркских народов, а это почти 16% всех тюрков мира. Однако, при анализе различной информации, публикуемой российскими федеральными СМИ, я пришла к выводу о том, что тюркский компонент в оной отнюдь не выделен.

Более того, показательна школьная программа в России. В российской школьной программе такого предмета как «Культура народов России» попросту нет. Впрочем, об этом в 2016-м году говорил Спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой. В частности, он сказал, что национальные культуры и литературы практически не освещаются в России, а те же московские школьники могут не знать вообще о существовании таких народов, как башкиры или татары. Очевидно, что это необходимо исправлять. В противном случае, усилия российской стороны могут столкнуться с непониманием».

Необходимо учитывать культурные особенности тюркских народов при построении действительно результативного взаимодействия.

Обстоятельную рецензию на доклад дал Руководитель Центра перспективных исследований Сергей Масаулов (г. Бишкек, Кыргызстан). В том числе, речь шла о конкретных нюансах налаживания культурного взаимодействия:

«В тюркских культурах существует центральный коммуникативный элемент – гостеприимство. Это то, что изначально отличает от всех других культур. Например, перед предметным диалогом по любому вопросу, прежде всего, собеседника, в независимости от его социального статуса, заведут к себе в дом, угостят чаем, спросят о его семейной истории, о его предках, и только потом, выказав уважение к оным, начнут беседовать предметно. Особенно сильно это сохранилось в Кыргызстане.

Учет этих особенностей позволит культурному взаимодействию народов доходить именно до уровня коммуникации, а не простого общения, которое, как правило, не имеет за собой последствий.Коммуникация – это то, что вводит людей в деятельность».

Контрпродуктивно ограничиваться постсоветским пространством. России следует ориентироваться на Большую Евразию.

Рассуждая над выводами доклада, Президент Общественного фонда «Центр социальных и политических явлений «Стратегия» Гульмира Илеоува (г. Алматы, Казахстан) призывает расширить зону ответственности для Москвы:

4«В условиях геополитической трансформации мира Россия, как наиболее крупная страна, не может оставаться в стороне, и должна выступать инициатором и организатором в образовании единой евразийской региональной политико-экономической зоны «Большого Евразийского Партнерства», где основную связующую роль будут иметь именно тюркские культурные центры России.

Таким образом, будучи одним из культурных центров тюркского притяжения и многообразия, Россия не должна выступать за обособление Евразийства на уровне постсоветских стран. Напротив, Россия, прежде всего, должна стать центром притяжения Большой Евразии».

Необходимо развиваться тюркологию в российской науке. В наши дни оной практически нет.

Положительно оценив вклад Центра в изучение тюркской составляющей российской реальности, Азат Бадранов, Член Совета по делам национальности при Правительстве Москвы, остановился подробнее на проблеме издающейся в наши дни литературы по тематике мероприятия:

«Подходы к изучению истории тюрков разнятся. Например, недавно прочитал 13-й том работы Гаяза Исхаки, где, помимо вполне ожидаемых выводов мигранта отправившегося в Турцию из Советского Союза после 2-й Мировой войны, опубликованы также его письма Президентам США, в которых, в сухом остатке, говориться следующее: «Адольф Гитлер потерпел поражение, и теперь миссия по спасению тюрков лежит на вас»…

Напомню, что эта книга опубликована в прошлом или позапрошлом году в Казани. Это свидетельствует о том, что тюркология как таковая из России, к сожалению, ушла. Вместо качественных работ, счет которым единицы, публикуются подобные вышеозначенному материалы, что очень опасно».

Необходимо сохранить Евразийскую культурную матрицу.

Интересный аспект в своем выступлении затронул Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Судьин, поделившийся собственным опытом, полученным при написании одной из своих книг:

«На этапе подготовки книги об истории Татарстана я прочитал одну интересную заметку в татарской газете. В ней в те года обсуждался вопрос смены алфавита в Татарстане. В частности, была заметка, в которой говорилось, что в случае возврата к арабской азбуке, татары станут частью исламского мира, в случае сохранения кириллицы, татары останутся частью европейской цивилизации, но в случае принятия латиницы, татары станут частью западной цивилизации. Очевидно, что 1-й и 3-й варианты отрицательно повлияют на сохранение Евразийской культурной матрицы».

В конечном итоге участники международного круглого стола пришли к выводу о том, что исследования в области тюркологии, в области налаживания культурного взаимодействия между Россией и странами Центральной Азии, в области, наконец, истории собственных народов актуальны как никогда. Геополитические процессы и различные вызовы современности ставят перед странами евразийского региона необходимость поиска верных решений, кои, несомненно, содержатся в истории народов, в их обычаях и культурах, в их умении интегрироваться без ущерба для собственной идентичности.

 

 

Источник: «Берлек-Единство»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники