Проект «Молодежная школа «Берлек»

Проект «Молодежная школа «Берлек»

 В июне 2018 г. Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» завершил работу над проектом «Молодёжная школа «Берлек», реализованным с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Идея социально значимого проекта была сформулирована сотрудниками Центра «Берлек-Единство довольно давно. Этому способствовало участие экспертов Центра в образовательных и просветительских проектах Российского союза молодежи, Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и других организаций. Как показал опыт, для молодых людей (студентов вузов постсоветского пространства) наиболее привлекательным форматом получения новых знаний и формирования профессиональных компетенций в области международных отношений являются интерактивные занятия с практикующими в профильных сферах экспертами-тренерами. В то же время зачастую подобные образовательные проекты обладают характерной чертой – интесив-курс проходит в течение 3-5 дней. У такой модели есть явное преимущество в виде компактности курса, однако это же может стать их недостатком.

В свою очередь, Молодежная школа «Берлек» является просветительским проектом в формате шестимесячной научно-образовательной программы для российских студентов, обучающихся основам зарубежного регионоведения, политологии, международных отношений, востоковедения. Слушателями Школы стали студенты-граждане России и стран Центральной Азии, обучающиеся в ведущих вузах Республики Башкортостан (200 студентов-благополучателей), в чью профессиональную область интересов отнесены политические, социальные, экономические, культурные и иные процессы, происходящие в мире.

«… Процессы, происходящие в мировой политике сегодня, актуализируют для будущих международников, регионоведов и политологов умение находить среди гигантского объема информации ту необходимую часть данных, которую можно использовать для анализа тех или иных событий. Учитесь быть объективными и беспристрастными, берите пример с сегодняшних гостей и с тех, кто будет приезжать к вам в рамках Школы «Берлек» в дальнейшем» - руководитель Геополитического центра «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев.

Социальная особенность и значимость образовательной программы заключается в том, что она не входит в цикл общепринятых учебно-образовательных программ курсов (дисциплин), установленных в соответствии с ФГОС ВО, и реализована некоммерческой организацией «Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» в партнёрстве с ведущим вузом Республики Башкортостан ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» на исключительно просветительской основе. Сама программа служит дополнением для изучения в дальнейшем целого ряда дисциплин, касающихся развития партнёрских отношений России со странами Центральной Азии в современном мире.

«… С недавних пор мы начали активную работу по перестроению классического образовательного процесса в практико-ориентированный и проектный – это то, что актуально сейчас во всем мире. И, забегая вперед, отмечу, что те знания, умения и практические навыки, которые вам даются в рамках Школы «Берлек», соответствуют тому, к чему ВУЗы придут в ближайшем будущем» - заведующая кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение» Института экономики и сервиса УГНТУ, д-р ист. наук, профессор Светлана Галиуллина.

География проекта также обусловлена рядом объективных факторов. Республика Башкортостан представлена поликультурным, поликонфессиональным и многонациональным обществом, а её территорию населяют в большей степени родственные с центрально-азиатскими народы. Однако, даже несмотря на все факторы этнической и культурной близости Башкортостана с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, молодёжь Башкортостана также подвержена рискам формирования по отношению к гражданам этих стран стереотипов, которые являются катализаторами социальной неприязни, «мигрантофобии», и формируют общее негативное отношение к названным государствам.

При подготовке социально значимого проекта эксперты Центра «Берлек-Единство» руководствовались тем, что для России немаловажно развитие экономического взаимодействия со странами Центральной Азии, чему также могут мешать вышеозначенные факторы. В результате распада СССР исчезли существовавшие моногосударственные торгово-экономические связи между бывшими административными субъектами единого государства. Сегодня процессы восстановления объемов утраченных торгово-экономических отношений только набирают обороты, попеременно сталкиваясь с естественными процессами выстраивания экономических барьеров новообразованных государств. В настоящее время решение задач по наращиванию торгово-экономического взаимодействия стран постсоветского пространства в также отводится интеграционным экономическим организациям наднационального уровня. В этих условиях руководство государств отмечает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе международников и востоковедов, что будет отвечать целям интенсификации в том числе и экономического взаимодействия новообразованных государств постсоветского пространства.

«… Преимущества в использовании эффектов и последствий глобализации экономики получат те страны, которые сумеют добиться опережающей капитализации общественных отношений и превращения человеческого капитала в социальный капитал. Формирование современной социальной структуры и опирающегося на него социального капитала можно считать основным направлением обеспечения конкурентоспособности любой страны в первой четверти XXI в - д-р филос. наук, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов

Молодежная школа «Берлек» была проведена в 6 этапов, 5 из которых образовательно-тренинговые и 1 подготовительный. Первый образовательно-тренинговый этап «Национальные интересы Российской Федерации в Центральной Азии» реализовывался в феврале этого года. В этот период студенты изучили общие вопросы взаимодействия России и стран центрально-азиатского региона. Последующие образовательно-тренинговые этапы аналогично проводились в течение месяца (с марта по май), каждый из которых был посвящен перспективам интеграционного партнерства России с конкретным государством Центральной Азии — Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном соответственно. Успешное овладение знаниями по программе проекта обусловлено также высоким процентом практических форм занятий — постоянную и систематическую работу студентов-благополучателей на интенсив-лекциях, презентациях, практикумах, скайп-ивентах и деловых играх.

В ходе Молодежный школы «Берлек» слушатели проекта встретились более чем с 20 практикующими экспертами – представителями научно-академического и общественного сообществ указанных государств. Среди приглашенных гостей: канд. эконом. наук, доцент Денис Щербаков – директор Центра развития международной деятельности Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), Эдуард Полетаев – Президент Общественного фонда «Мир Евразии» (г. Алматы), Акбота Жолдасбекова – декан факультета Международных отношений Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана), Бахтиёр Эргашев – руководитель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (г. Ташкент), Алибек Тажибаев – руководитель Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Астана), Сергей Масаулов – д-р филос. наук, координатор Экспертной платформы «Большая Евразия» (г. Москва), а также другие специалисты и эксперты.

 «… Особо импонирует в проведенной работе то, что был привлечен широкий круг экспертов, прежде всего, из стран центрально-азиатского региона, которые передавали свой опыт и знания российским студентам. Также можно приветствовать использование социологического подхода (анкетирования) на общую тему «Страны Центральной Азии глазами студентов российских вузов» при оценке результатов работы студентов Молодежной школы»Президент Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

 Реализованный проект Молодежной школы «Берлек» показывает, что представители студенческой молодежи выступают акторами будущего сближения России и обозначенных государств Центральной Азии. Именно молодежь, которая сегодня формирует свои профессиональные компетенции и имеет определенный багаж знаний о культурно-исторических, экономических и политических связях России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном в будущем станет конкурентоспособной, высококвалифицированной силой российской общественности.

Реализация проекта позволила создать международное экспертно-образовательное пространство, способствующее росту профессионализма студентов-благополучателей и научно-академического интереса к историко-культурным, социальным и иным связям России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Молодежная школа «Берлек» привила студентам систематические знания и практические компетенции о значимости историко-культурных, социальных и иных связей России с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, которые в дальнейшем будут использованы ими в профессиональной деятельности. В свою очередь это способствует:

- нивелированию рисков возникновения социальной напряженности в молодежной среде (в системе межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, в том числе социальную неприязнь, «мигрантофобию», риски этнических конфликтов);

- преодолению негативных стереотипов в отношении стран центрально-азиатского региона;

- формированию и систематизации знаний о текущих социально-экономических, политических, культурных и иных процессах современности в условиях «информационного плюрализма».

 По завершению Молодежной школы «Берлек» эксперты Геополитического центра выпустили аналитический доклад «Методические рекомендации по реализации гуманитарных проектов в молодежной среде: Россия – Центральная Азия». В своем исследовании сотрудники проекта выявили, что в гуманитарной области, связанной с изучением социально-политических, экономических, культурных и иных процессов, формируется особый социальный заказ на установление реального диалога с экспертным сообществом, способным предметно представить проблемный аспект. Авторы доклада сформировали рекомендации для общественных организаций по реализации подобных Молодежной школе «Берлек» гуманитарных проектов.

 «Работа структурно представлена двумя главами. В первой главе мы попытались донести читателю идею о значимости социально-гуманитарного проектирования в решении значимых проблем молодёжи. Подробно остановились на общетеоретических основах социально-гуманитарного проектирования и предметно разобрали преимущества проектной работы. Вторая глава содержит методические рекомендации по реализации гуманитарных проектов в молодёжной среде на конкретном примере – получившем поддержку Фонда президентских грантов в текущем 2018 году проекте «Молодежная школа «Берлек» — презентация аналитического доклада руководителем сектора изучения этнополитики и конфликтологии Геополитического центра «Берлек-Единство» Артуром Сулеймановым.

 В конце июня на базе медиацентра «Россия-Башкортостан» эксперты Центра «Берлек-Единство» провели пресс-конференцию по результатам реализованного проекта. Сотрудники организации представили результаты завершенного социально значимого проекта журналистам, и ответили на вопросы о полученных результатах:

  • были созданы максимально благоприятные условия для изучения слушателями Школы актуальных материалов в сфере политологии, истории и экономики, касающихся интеграционного взаимодействия России и стран Центральной Азии;
  • повысилась мотивационная активность и гражданская позиция студентов-благополучателей к участию в общественно-значимых мероприятиях, направленных на укрепление межкультурного и межэтнического диалога между народами на пространстве СНГ;
  • сформирована методическая система внедрения международных экспертных площадок в образовательный процесс с целью развития профессионализма и самореализации студентов-благополучателей;

 «…Подобные проекты должны поддерживаться на государственном уровне и быть включены в государственную молодежную политику, основной целью которой должно стать расширение возможностей для самореализации молодежи и усиление ее потенциала» -  Международное информационное агентство «Fars News» Азиз Пиримкулов.

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» благодарит всех участников и партнёров за поддержку в проведении «Молодёжной школы «Берлек» и выражает уверенность в том, что подобные инициативы дают новый толчок развитию научной мысли среди молодёжи и её дальнейшему стремлению к знаниям.

Источник: Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники