Общая история и культура России и Казахстана на фоне вызовов современного мира

Общая история и культура России и Казахстана на фоне вызовов современ-ного мира

В ходе XIV форума межрегионального сотрудничества России и Казахста-на, состоявшегося в начале ноября в столице Южного Урала, прошел междуна-родный круглый стол «Перспективы сотрудничества России и Казахстана в сфере высшего образования», организованный под патронажем фонда социально-экономического развития «Евразийское содружество» и факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета.

Основным организатором круглого стола стал профессор, президент фонда «Евразийское содружество» Виктор Каточков. Мы побеседовали с ним об исто-рических уроках и вехах развития России и Казахстана, о традициях наших наро-дов и проблемах современного высшего образования.

- Виктор Михайлович, расскажите о состоявшейся в рамках форума дискуссии.

- Это был очень интересный круглый стол. Он полезен тем, что эксперты раскрыли свое видение развития высшей школы наших стран. Этот обмен мнени-ями стал логическим продолжением Форума ректоров вузов России и Казахстана, который прошел накануне, 8 ноября.

Современный мир соткан из множества противоречий и конфликтов. В по-следние годы их количество нарастает в геометрической прогрессии, создавая особую социальную, политическую, духовную атмосферу. Многие видные поли-тики, экономисты, государственные деятели признают, что человечество впервые в истории столкнулось с множеством вызовов, каждый из которых, если не полу-чит адекватного ответа, может привести как отдельные страны, так и мир в целом, к необратимым изменениям.

Среди наиболее опасных вызовов современности все чаще фигурируют эко-логические проблемы, проблемы социальной дифференциации, проблемы терро-ризма. На фоне этих проблем судьба системы образования, кажется, не должна внушать серьезных опасений, ибо многие процессы, происходящие в этой систе-ме, идут под пристальным контролем государства. Но, на мой взгляд, это весьма опасная иллюзия, способная привести к тяжелейшим последствиям.

- Процессы, происходящие в системе образования – один из главных вызовов современности. Что в этом вопросе Вы считаете главным?

Согласен с Вами. На первом этапе анализа процессов, происходящих сего-дня в системе образования, очень важно, на мой взгляд, обратить внимание на три основных момента.

Во-первых, это глобализация всей системы высшего образования, которая началась не вчера и даже не позавчера, но в последние годы идет с удивительной скоростью. В рамках этой глобализации создается совершенно новое интеллекту-альное пространство, где очень трудно сохранить культурный суверенитет и культурную независимость. Бросается в глаза, что главным языком общения в этом пространстве становится английский язык, что система контроля знаний студентов приобретает все более универсальный характер, очень напоминая по принципам своей организации систему блок-чейн, что важнейшим критерием оценки уровня развития системы становится финансовая состоятельность вузов.

Во-вторых, важно учитывать стремительное развитие информационных технологий и как инструмента передачи информации, и как средства обучения, воспитания и контроля полученных знаний. При этом нельзя забывать, что ин-формационные технологии в основной своей массе построены на базе разработок американских или международных компаний и носят наднациональный универ-сальный характер, формируя особый стандартизированный механизм мышления.

В-третьих, налицо разрыв интеллектуальных связей между высшей школой и средним звеном образования, который приводит к тому, что многие абитуриен-ты, поступая в вуз, имеют достаточные для учебы знания только по 2-3 вузовским предметам и огромные проблемы с остальными школьными дисциплинами.

Все это – тревожные процессы, которые могут привести к краху моделей образования России и стран Центральной Азии со всеми вытекающими послед-ствиями. При этом речь не идет о самоизоляции. Отнюдь. Важно сохранить в наших системах образования то, что позволяет людям оставаться гражданами своего государства, сохранить свою культурно-историческую идентичность.

- А как можно сохранить культурно-историческую идентичность Рос-сии и Казахстану и вместе с тем остаться в поле интеграционных процессов?

- И для Казахстана, и для России это очень важный и, одновременно, очень болезненный вопрос. Не секрет, что после распада Советского Союза во взглядах тех, кого принято называть политической и интеллектуальной элитой наших стран, произошли серьезные изменения.

Многие оценки, суждения, высказывания 90-х годов были сделаны в состо-янии некоторой обиды. Кто-то обижался за утрату статуса великой державы, кто-то – за серьезные финансовые потери, понесенные в перестроечные и первые

постперестроечные годы, а чьи-то обиды имели глубокую историческую основу. Те, кто хотел ослабить или разрушить российско-казахские отношения, получили для этого хорошую возможность.

Багаж взаимных обид и претензий и в самом деле велик. Весь вопрос в том, что с этим багажом делать? Можно умножать обиды, превращая ближайших со-седей в настоящих врагов, обвиняя их в своих неудачах и просчетах. Это очень удобная позиция, которая приносит быстрые и серьезные политические успехи, а порой и существенные финансовые выгоды.

Можно попытаться сделать вид, что проблем в наших отношениях никогда не существовало, а вся та негативная информация, которая стала нам доступна в 90-е гг., это лишь результат фальсификаций и идеологических диверсий. Это тоже удобная позиция, которая тоже приносит быстрые политические успехи. Но ни первая, ни вторая линии поведения не способны помочь следующему поколению казахской и российской молодежи выстроить новые позитивные отношения меж-ду нашими странами.

Мне представляется, что перспективен третий путь. Это путь откровенного трудного и долгого разговора о том, что в отношениях России и Казахстана за-служивает уважения и признания, а что требует понимания, критики, осуждения. Этот разговор должен идти на научных конференциях, на интернет-форумах, в школах и вузах. Совместными усилиями нам надо сформировать такую версию российско-казахских отношений, которая позволит молодежи не испытывать сты-да за свою историю, а напротив, гордиться ее страницами. Нам важно показать, что отношения наших стран могут быть взаимовыгодными, что модель СССР бы-ла исторически обоснована, но мы не стремимся ее вернуть. Тем не менее недаль-новидно отвергать то, что может принести пользу. Это долгий и трудный процесс.

- Как начать двигаться навстречу друг другу?

- Можно выделить ряд направлений, по которым можно начать движение.

Во-первых, это создание школьных и вузовских учебников истории, в кото-рых акцент будет сделан на события, способные вызвать гордость у молодежи России и Казахстана. Например, совместная борьба с фашизмом. Известно, что более 1 200 тыс. казахстанцев приняли участие в военных действиях и около 400 тысяч погибли. Это создание в Казахстане современного промышленного класте-ра, в результате чего к 1991 году на долю Казахстана приходилось 70% союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90% фосфора и хрома, более 60 % серебра и молибдена. Это строительство уникальных технических сооруже-ний, таких как Байконур, на котором за 50 лет было запущено более 1500 косми-

ческих аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных бал-листических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космиче-ских аппаратов и их модификаций. И конечно, это создание национальной меди-цины и системы образования. Этот список можно продолжать.

Во-вторых, важна продуманная подготовка кадров – учителей, преподавате-лей вузов, деятелей культуры, искусства, науки. Уверен, именно они смогут на личном примере показать возможность совместного творчества, совместной уче-бы, совместных исследований как на русском, так и на казахском языках. Пре-красным примером такого сотрудничества является совместное научное творче-ство наших археологов, которое успешно развивается еще со времен Института истории, археологии и этнографии, созданного после войны в Академии Наук Ка-захской ССР. Есть примеры продуктивного сотрудничества российских и казах-ских ученых, изучающих творчество Чокана Валиханова или Абая Кунанбаева – работы С.Муканова, М.Сильченко, К.Жумалиева, М.Каратаева и др. Удачным примером межкультурного сотрудничества стали «Год Казахстана в России» и «Год России в Казахстане», которые прошли в 2003 и 2004 годах.

Наконец, необходимы специальные проекты по поддержке национальных диаспор, позволяющие сохранить национально-культурную идентичность, даже в условиях стремительной глобализации. Важны стипендиальные проекты, анало-гичные тем, которые были реализованы в России во второй половине XIX в. Бес-спорно актуальны совместные проекты в области интернет-технологий.

- Но ведь существуют определенные риски в направлениях, о которых вы сказали. И зачастую эти риски лежат отнюдь не в сфере образования или не только в ней?

- Вы правы, главные риски в плане реализации такой политики в образова-тельной сфере лежат, увы, вне системы образования. Это стремление некоторых групп политической элиты России и Казахстана ослабить сотрудничество и взаи-момежду нашими государствами в интересах третьих стран, желание минимизи-ровать расходы на образование. Это попытка некоторых представителей культур-ной элиты закрыть свое культурное пространство и обеспечить здесь себе моно-польное положение.

Нам, представителям системы образования эти риски устранить не удастся, но, если мы понимаем масштаб тех проблем, с которыми столкнулись сегодня Ка-захстан и Россия в плане сохранения культурно-исторической идентичности, мы должны работать именно в этом направлении и работать в режиме диалога.

Беседу вела Антонина Ухова.

Каточков 1Каточков 2

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники