МЫ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ ПОКАЗАТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА НАШЕГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Интервью председателя Экспертного совета ФПНИ «Мастерская евразийских идей», участника второго заседания ИАЦ Евразия-Поволжье и модератора дискуссионной панели «Информационные и экспертные коммуникации РФ и РК на региональном уровне: текущее состояние и перспективы развития» Трофимчука Григория  Павловича о перспективах развития российско-казахстанских отношений в свете евразийской интеграции, возможных рисках и роли приграничных регионов.  

 

  1. Как Вы оцениваете готовность России и Казахстана к более высокому уровню интеграции в рамках ЕАЭС?

 

Россия и Казахстан готовы к самому высокому уровню экономической интеграции. Для Астаны, как мы знаем, прилагательное «экономический», в названии межгосударственного объединения, имеет большое значение. Однако для того чтобы эта интеграция не могла быть никем поставлена под сомнение – и в первую очередь народами обеих стран как наиболее заинтересованными в этом процессе сторонами, – необходимо демонстрировать реальные, зримые, осязаемые для каждого гражданина результаты. И особенно эти результаты важны сегодня, на фоне не самой простой международной обстановки. То есть, как бы на контрасте мы просто обязаны показать преимущества нашего объединения (и само собой, в едином коллективе с Минском и Ереваном) именно в кризисный период. Это автоматически скажет любому наблюдателю о том, что в спокойные времена мы и подавно справимся со всеми проблемами. Кстати, не только экономическими, но и политическими.

 

  1. Какова роль регионов РК и РФ в формировании новой модели экономических отношений?

 

Заинтересованность административно-территориальных единиц России и Казахстана в общем евразийском деле – центр всего интеграционного процесса. Не только отдельные граждане, но и регионы должны вздохнуть свободнее, в экономическом и социально-бытовом отношении, имея в активе такой союз как ЕАЭС. Тем более – приграничные регионы. Их бюджеты должны получить, если так можно выразиться, новое наполнение. Кроме того, региональная кооперация с соседями по всем направлениям – информационному, экспертному, гуманитарному, образовательному, туристическому – наполнит жизнь, к примеру, жителя Саратовской области, новыми красками и впечатлениями. Неплохим проектом стал бы приграничный обмен школьными и студенческими экскурсиями.

Целых девять субъектов Российской Федерации граничат с областями Республики Казахстан, и об этом тоже надо знать, – Казахстан большая страна. Интересно, кстати, все ли саратовские студенты, да и взрослые люди тоже, знают, что с некоторых пор они их область является пограничной и смыкается с соседним государством Казахстан. Можно даже социологический опрос запустить на эту тему, что будет полезно во всех отношениях.

  1. В чем главные риски для интеграции со стороны Казахстана?

 

Один из главных рисков для нашего сотрудничества – политический. Об этом тоже надо говорить, чтобы не произошло ненужной дестабилизации в самый неподходящий момент. Казахстан входит в центрально-азиатский регион, который становится одним из центров мирового внимания (а возможно, и напряжения) после вывода войск западной коалиции из Афганистана. Ну а все экономические вопросы мы решим совместными усилиями. Если, в том числе, будем внимательнее прислушиваться к интересным, как всегда, инициативам президента РК, который, не будем об этом забывать, является автором идеи евразийского союза и даже единой евразийской валюты. Российским и региональным СМИ (саратовским, в первую очередь) надо внимательнее реагировать на экономическую жизнь внутри Казахстана. Скажем, шире освещать тот же Экономический форум, регулярно проходящий в Астане. Наши казахстанские друзья иногда обижаются, что российские коллеги не уделяют должного внимания этому интересному мероприятию. Невнимание к тому, что делается здесь, рядом с нами, а не где-то в Германии или Франции, в какой-то момент также может стать фактором дестабилизации.

 

  1. В чем главные риски для интеграции со стороны России?

 

Риски для РФ состоят в том, что на её национальный бюджет ложатся страшные, по объёму, нагрузки. Все члены ЕАЭС несут пропорциональные финансовые расходы на свой совместный проект. Однако по понятным причинам от Москвы все, по традиции, ждут чего-то большего. В том числе, в плане денег, не будем этого скрывать. И Россия просто не может не соответствовать этим ожиданиям. В том числе ожиданиям наших ближайших партнёров в сфере военно-политической защиты нашего общего пространства. Будет плохо, если в какой-то момент денег на эти вещи может элементарно не хватить. Поэтому их надо зарабатывать совместными усилиями уже сейчас, прямо сегодня. Так как завтра нам могут уже не позволить этого сделать.

 

  1. Что изменилось за последний год с точки зрения информационной поддержки ЕАЭС?

 

Информационная поддержка Евразийского экономического союза заметно расширяется. Года два-три тому назад об этом проекте говорили только чиновники, которые по определению не могут привлечь к себе нужного общественного внимания, скорее даже, оттолкнут, своей математикой, от хорошей идеи широкие слои населения. Сейчас о ЕАЭС говорят эксперты всех стран. Однако, дискуссии критические на эту тему, и даже неконструктивно критические, как выражаются некоторые российские аналитики, пока что перевешивают дискуссии конструктивные. Другая проблема в том, что даже к сверх-конструктивным экспертам чиновники прислушиваются мало, зачастую не понимая их идей. Надеемся, что Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье» и его партнёры помогут нахождению этой важнейшей практической связки.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники