Каспий — 2025: позитивный сценарий предпочтителен

PM8_7666-webКаспий — 2025: позитивный сценарий предпочтителен

На протяжении ряда десятилетий Каспийский регион остается одним из ключевых узлов в мировой геополитике. Сегодня он переживает достаточно противоречивый и сложный этап в своей истории, поскольку влияние энергетического фактора на международные отношения в настоящее время велико, как никогда. Всесторонне исследовать актуальные проблемы Каспия, проанализировать процесс взаимодействия прикаспийских государств между собой и с внешними игроками, а также спрогнозировать возможные сценарии развития региона, попытались участники Международного круглого стола «Каспийский регион-2025: экономика, безопасность, интеграция (сценарии и прогнозы)».

 

Международная встреча экспертов из прикаспийских государств состоялась 27 марта в Саратове, на площадке Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета (ИИМО СГУ) им. Н.Г. Чернышевского. С инициативой проведения мероприятия выступили, ИАЦ «Евразия-Поволжье», Библиотека Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, кафедра международных отношений и внешней политики и НОЦ изучения стран СНГ и Балтии ИИМО СГУ, а также Центр «Каспий-Евразия».

Ключевым событием экспертной встречи стала презентация аналитического доклада «Каспийский регион-2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность (сценарии и прогнозы)», подготовленного объединенными усилиями представителей ведущих экспертных центров России.

PM8_7624-web«Объектом нашего исследования является регион Прикаспия, который в геополитическом понимании включает в себя гигантскую территорию на стыке Европы и Азии. В него принято включать пять собственно прикаспийских государств. Кроме того, «околокаспийскими» являются страны субрегионов Северного Кавказа, Закавказья и пространства Центральной Азии. Сегодня эта огромная территория является центром столкновений энергетических стратегий региональных и внерегиональных государств. В связи с этим выработка сценарных планов развития региона на среднесрочный период видится актуальной и своевременной», — так прокомментировал тему доклада один из его авторов, заместитель руководителя НОЦ изучения стран СНГ и Балтии Саратовского государственного университета Юрий Аршинов.

Руководитель Центра «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов выразил уверенность, что подготовка и презентация аналитических докладов о ситуации и перспективах развития Каспийского региона — задача, выходящая далеко за рамки академического интереса и имеющая сугубо практическое значение. Ее решение возможно в тесном взаимодействии аналитических центров, в том числе с Каспийским экспертным клубом.

Аналитический доклад «Каспийский регион-2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность (сценарии и прогнозы)» — плод коллективного интеллектуального творчества. В исследовании темы участвовали руководитель ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марина Лапенко, заместитель руководителя НОЦ изучения стран СНГ и Балтии Саратовского государственного университета Юрий Аршинов, директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, руководитель Аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

И само исследование, и посвященное его презентации экспертное заседание осуществлены в рамках проекта «Синергия аналитических центров Евразии».  К слову, саратовская встреча экспертов уже третья в рамках названного проекта.  Напомним, первое заседание прошло 30 ноября 2016 года в Астане, на факультете международных отношений Евразийского национального университета, второе – 9 декабря 2016 года в Москве, на площадке Высшей школы экономики. Партнерами в реализации проекта выступают ведущие аналитические центры России и Казахстана.

По мнению директора ИАЦ «Евразия-Поволжье» Марины Лапенко, аналитический доклад представляет существенный интерес для ученых и экспертов.

PM8_7565-web«Взаимодействие стран Прикаспия в сфере добычи и транспортировки углеводородов — важнейший фактор экономического развития и внутриполитической стабильности стран региона. Однако до настоящего момента стороны так и не достигли договоренности о всестороннем договоре по разделу Каспийского моря, что препятствует созданию макроэкономических условий для реализации масштабных инвестиционных проектов. Кроме того, в настоящее время стремительно меняются геополитические аспекты развития Каспийского региона: Иран после снятия санкций возвращается к активной региональной политике; восстановление доверия между Россией и Турцией в значительной степени снижает риски взаимодействия прикаспийских стран в сфере транспортировки углеводородов, ратификация соглашений по строительству энергетического коридора «Турецкий поток» снижает конфликтогенные факторы в региональной трубопроводной политике. При этом усиливается внешнее влияние на регион со стороны США. В этом контексте анализ текущей ситуации и разработка сценариев среднесрочного развития Каспийского региона на период до 2025 год представляет особый интерес для ученых и экспертов в области политики, экономики, экологии и туризма», — констатировала М. Лапенко, приветствуя участников круглого стола.

В аналитическом докладе нашли отражение вехи и этапы переговорного процесса по определению международно-правового статуса Каспийского моря, экономические и политические факторы, определяющие региональную энергетическую политику с учетом национальных интересов прикаспийских государств и внешних игроков. Особое внимание уделено вопросам обеспечения региональной безопасности.

Обсуждение доклада прошло в режиме «мозгового штурма», в ходе которого эксперты предлагали свое видение развития ситуации в регионе, базируясь на тех факторах, которые, по их мнению, являются наиболее важными, основополагающими.

PM8_7613-webТак, представители Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Айдар Курмашев и Ануар Алькеев, осветив роль и место Каспийского региона во внешней политике Казахстана, акцентировали внимание на инициативах республики по созданию эффективных механизмов урегулирования каспийского вопроса в политике прибрежных государств.

Проблема правового статуса Каспия, поднятая доцентом кафедры международного права Астраханского государственного университета Ксенией Тюренковой, получила развитие в выступлении саратовского коллеги Армена Айрапетян, старшего преподавателя кафедры конституционного и международного права ПИУ им. П.А. Столыпина. Он предметно остановился на вопросе правового режима воды Каспийского моря, представив подходы зарубежных прибрежных стран СНГ.

Перспективы сотрудничества России и Ирана в Каспийском регионе в свете потенциального расширения Шанхайской организации сотрудничества проанализировал старший научный сотрудник отдела методологии исследования социально-политических процессов евразийской интеграции Института социально-политических исследований РАН Игорь Селезнев. А эксперт из Алматы – старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Лидия Пархомчик — акцентировала внимание на «осознанной необходимости» многостороннего взаимодействия стран «Каспийский пятерки».

PM8_7802-webПроблемные вопросы взаимодействия государств в Каспийском регионе в сфере экологии были озвучены политическим обозревателем, главным редактором телеканала «Астрахань-24» Александром Васильевым.

Представленные мнения дополнили фабулу аналитического доклада и способствовали более четкому формулированию принципиальных моментов, определяющих стабильное развитие Каспийского региона на перспективу.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что ключевые угрозы государствам региона носят характер новых или нетрадиционных. К их числу можно отнести терроризм, экстремизм, сепаратизм, организованную преступность. Наибольший риск представляет сочетание перечисленных выше нетрадиционных угроз безопасности, а также образование на их основе трансграничных криминально-террористических сетей, особенно поддерживаемых из-за рубежа (прежде всего, с территории Ближнего Востока).

Противостояние этим угрозам требует усиления взаимодействия государств Прикаспия, а образцом для организации такого взаимодействия на нынешнем этапе может служить сотрудничество стран ШОС.

Предотвращение конфликтов на Каспии требует ускорения подписания всесторонних соглашений о разделе моря. При этом, с учетом решения ключевых проблем на севере моря, основное внимание следует уделить разрешению споров на юге.

Также прикаспийским государствам следует усилить внимание к экологическим угрозам, особенно, в свете имеющихся у них планов по серьезному расширению добычи, а, возможно, и транспортировки углеводородов через Каспий.

В итоговом раскладе дискуссии были сформулированы несколько возможных сценариев развития ситуации в Каспийском регионе.

Начнем с негативного. Он предусматривает частичную потерю контроля государств региона над растущими нетрадиционными угрозами, в том числе, из-за сложной международной обстановки, внутриполитических и экономических проблем и подразумевает, что к существующим противоречиям между прикаспийскими странами (разность подходов к выбору метода раздела акватории и дна моря) может добавиться региональный конфликт между двумя или более игроками. Возможным следствием в этом случае может стать срыв предстоящего саммита «Каспийской пятерки» и заморозка переговорного процесса до восстановления отношений. Также не исключается катастрофическое снижение или даже полное прекращение поставок нефти и газа Прикаспия. В этом случае гипотетические заключения о потенциальном срыве строительства новых трубопроводных проектов из ЦАР в Пакистан и Индию также будут максимальными. Однако оптимизм внушает то, что вероятность данного исхода оценивается экспертами не более чем в 5-10%.

Второй сценарий — инерционный — имеет в виду сохранение и даже усиление нетрадиционных угроз безопасности и их слияние (прежде всего, слияние криминальных, террористических и ряда сепаратистских движений, а также усиление их транснационального взаимодействия). При этом, однако, ситуация в целом останется под контролем государственных структур.

При таком сценарии окончательное разрешение вопроса о статусе Каспийского моря можно прогнозировать в периоде 6-8 лет (2-3 саммита на высшем уровне).  В фокусе внимания работы будут вопросы экономического сотрудничества, использование наработок Евразийского экономического союза. При этом сценарии вполне вероятно, что трубопроводные проекты не будут реализованы в полном объеме в силу сочетания двух ключевых внешних факторов, политического и экономического. В этом случае лоббирование Западом альтернативных российским проектов доставки углеводородов будет сочетаться с поддержкой официального Киева за счет сохранения транзита российского газа, а газ «Турецкого потока» не будет допущен к транспортировке через Трансадриатический газопровод, поскольку будет принят очередной пакет к энергетическому законодательству Евросоюза.

Безусловно, подобное исключение не добавит стабильности взаимоотношениям России с Евросоюзом и приведет к росту издержек российско-турецкого оператора за счет необходимости строительства СПГ-инфраструктуры в Турции. Однако проект «Турецкий поток» будет реализован, что снизит экономические риски для России на южном направлении.

Вероятность данного сценария можно оценить в 20-25%.

И, наконец, позитивный сценарий. Он предусматривает частичное ослабление нетрадиционных угроз безопасности за счет улучшения экономической ситуации, благодаря изменению конъюнктуры мировых рынков и отмене санкций.

В случае реализации данного сценария уже в 2017 году, на предстоящем в Астане V саммите «Каспийской пятерки» президенты подпишут Конвенцию о международно-правовом статусе Каспийского моря, в которой будут прописаны принципы взаимодействия прибрежных стран во всех жизненно важных сферах. В этом случае уже до 2020 года будут запущены все запланированные транспортные коридоры, кроме Транскаспийского проекта, блокируемого Ираном по причине его экологической опасности для акватории Каспийского моря. Вероятность сценария оценивается в 15-20%.

По итогам круглого стола выработаны практические рекомендации, которые будут направлены в уполномоченные ведомства и инстанции прикаспийских государств.

При реализации проекта использованы средства господдержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники