«Государства Каспийского региона имеют сегодня огромный потенциал партнерства»

IMG_0345«Государства Каспийского региона имеют сегодня огромный потенциал партнерства»

Каспийский регион — это 260 миллионов жителей, пять прибрежных государств, уникальный природный водоем площадью 436 000 кв.км, важный логистический и энергетический коридор.

Разногласия по поводу определения правового статуса Каспия не новы, определяются многими экспертами как упущенные возможности государств Каспийского региона, и порождают множество новых проблем.

В то же время решение этого вопроса открывает много перспектив для сотрудничества региональных государств в различных сферах, не только по вопросам военной безопасности, но и экономики, экологии, энергетики, транспорта и туризма.

Пути решения проблемы правового статуса Каспийского моря обсудили вчера, 28 сентября 2017 г., участники и эксперты VII заседания Каспийского экспертного клуба, которое проходило в г. Астрахань в рамках работы III Каспийского медиафорума. Организатором экспертного совещания выступил Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». Модерировали дискуссию Александр Гущин, политолог, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук и Андрей Сызранов, руководитель Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия», кандидат исторических наук.

В мероприятии приняли участие российские, азербайджанские, казахстанские и иранские журналисты, политологи, государственные и общественные деятели, блогеры, студенты.

В этот раз дискуссия проходила в несколько необычной форме, в формате брифинга, так как основным экспертом-докладчиком выступил Игорь Борисович Братчиков, специальный представитель Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами-участниками Содружества независимых государств, посол по особым поручениям (урегулирование правового статуса Каспийского моря) Министерства иностранных дел России.

В своем выступлении И.Б. Братчиков отметил, что «сегодня каспийской проблематике во всех странах региона уделяется особое внимание, что объяснимо, ведь от решения этой проблемы зависят жизни миллионов людей. И это не только вопросы обеспечения безопасности, но и экономика, экология, туризм. В последние годы переговорный процесс интенсифицировался: были организованы четыре встречи на высшем уровне, шесть встреч министров иностранных дел, в настоящее время идет подготовка V саммита Прикаспийских государств. IV саммит,

проходивший в Астрахани, стал прорывным, так как именно в рамках этой встречи был сформулирован каркас будущей Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». Российский дипломат подчеркнул, что положительный результат подготовки текста Конвенции зависит во многом от синхронности, конструктивности переговоров каждого государства. Основой Конвенции станут положения, достигнутые в Астрахани в 2014 году: 1. Каспийское море — закрытое море, а значит только пять прибрежных государств правомочны обеспечивать силовое присутствие в его акватории. 2. Присутствие вооруженных сил в Каспийском море неприбрежных государств запрещено. 3. Установлены два типа зон в прибрежном и морском пространстве Каспия: рыболовная 25-мильная зона и 10-мильная зона исключительного права на добычу ресурсов прибрежным государством. 4. Принципы мореплавания. 5. определение Каспия как моря дружбы и добрососедства.

И.Б. Братчиков отметил, что к настоящему времени переговорный процесс вышел на финишную прямую, и тексте в Конвенции сбалансировано отражены национальные интересы всех пяти государств.

При этом необходимо понимать, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря — это рамочный документ, и для реализации ее положений необходимо разработать и принять протоколы к ней. И такая работа сейчас также ведется. Это протоколы, касающиеся противодействию целому ряду невоенных угроз: наркотрафику, организованной преступности, терроризму, браконьерству. Кроме того, необходимо развивать меры доверия. Ведь каждое из государств каспийского региона обладает военным потенциалом.

Необходимо развивать сотрудничество и в других сферах — экономика, транспорт, сотрудничество молодежных организаций стран Каспия. И Каспийский медиафорум — это очень удачный пример, формат такого сотрудничества.

Александр Васильев, главный редактор регионального канала «Астрахань 24» затронул вопрос интересов в Каспийском регионе некаспийских акторов. В частности, вопросы оценки участия в военных соревнованиях на территории России Китая, а также инициативы пояса шелкового пути. Более того, каждое из прикаспийских государств имеет еще и договоренности с другими государствами, нерегиональными субъектами. И решение одних вопросов не может противоречить другим обязательствам, стратегическому партнерству с некаспийскими субъектами. Не порождает ли это дополнительных сложностей в определении единой политики на Каспии, в частности, по вопросам безопасности?

Эксперты в ходе обсуждения пришли к выводу, что даже военные учения с участием неприбрежных государств не стоит оценивать негативно, ведь они осуществляются на суше, это суверенное право государств, и это никак не противоречит уже достигнутым договоренностям, ведь в акватории моря эти учения не проходят.

Игорь Братчиков уверен, что безопасность государства сегодня нельзя рассматривать в узком аспекте. Безопасность на Каспии и безопасность в других регионах — все это часть единого механизма системы обороны страны. Поэтому интересы некаспийских государств-партнеров учитывать необходимо при выстраивании добрососедских отношений с ближайшими соседями по Каспию.

Андрей Сызранов задал актуальный вопрос о сроках подписания Конвенции о статусе Каспийского моря. И действительно, одно из решений, которое было принято на саммите 2014 года, — разработка и подписание будущей Конвенции в кротчайшие сроки. Отвечая на этот вопрос, Игорь Братчиков напомнил, что «Согласие — есть продукт непротивления всех сторон», согласие подчас достигнуть трудно даже в процессе двухсторонних переговоров. Здесь же участие принимают пять государств. Более того, задачи усложняются еще и тем, что в переговорном процессе принимают участие не только МИД прибрежных государств, но и иные специализированные министерства и ведомства каждого государства-участника переговоров. Чтобы процесс шел хорошими темпами нужна политическая воля. И она есть, что наглядно продемонстрировал Саммит 2014 года в Астрахани. Поэтому эксперты выразили уверенность, что подписание Конвенции состоится уже в ближайшем будущем.

Участниками дискуссии был затронут вопрос об эффективности пятистороннего формата переговоров, и как согласуются между собой формат саммитов и двухсторонние переговоры прикаспийских государств. Игорь Братчиков подчеркнул, что двухстороннее сотрудничество не исключает возможности многосторонних переговоров. Действительно, многие вопросы решаются в рамках двухстороннего сотрудничества, и являются достаточными. Но существует целый блок проблем, которые таким образом решить невозможно, требуется участие всех пяти государств региона.

Участники пришли к выводу, что механизм саммитов — наиболее оптимальный вариант работы прикаспийских государств. И выразили мнение, что и после достижения договоренностей по правовому статусу Каспия, такой формат сотрудничества сохранится наравне с двух- и трехсторонним сотрудничеством.

Серикжан Ерментаев, редактор Региональной службы коммуникаций (г. Атырау, Казахстан) поднял вопрос о сотрудничестве государств и инициативах в сфере воспроизводства и охраны осетровых пород. И здесь нужно помнить, что именно Россия стала первым государством, которое ввело мораторий на вылов осетров, активно решает вопросы восстановления популяции. Есть позитивный опыт крупных российских компаний, осуществляющих деятельность на море. В частности,

российская нефтяная компания «Лукойл», реализующая технологии нулевого сброса. При этом эксперты констатировали, что браконьерство в водах Каспия — это серьезная проблема, угроза.

Андрей Сызранов затронул вопрос туризма как перспективной сферы сотрудничества. К сожалению, Каспий в туристическом плане сегодня освоен слабо. Хотя как туристический маршрут, даже с учетом специфики климата, он мог бы представлять интерес для внутреннего и внешнего туризма. Но сделать Каспийский регион привлекательным — это требует больших финансовых затрат, ведь необходимо создать транспортную логистику, инфраструктуру. Первые шаги в этом направлении сделаны, так, в Астрахани несколько лет назад было заложено первое круизное судно. Каспий должен быть раскручен, прежде всего, для внутренних туристов — жителей каспийских государств.

Ксения Тюренкова обозначила проблему информационной безопасности на Каспии: «Еще лет 30-40 назад безопасность понималась исключительно в военном аспекте. В настоящее время на первый план выходят невоенные угрозы национальной и международной безопасности: наркотрафик, торговля людьми и оружием, плохо контролируемые миграционные потоки, терроризм и сепаратизм. Нашли ли отражение в тексте Конвенции о статусе Каспийского моря или дополнительных протоколов к ней вопросы информационной безопасности стран Каспия?» И.Б. Братчиков ответил, что нет, и предложил рассматривать работу Каспийского медиафорума как один из механизмов преодоления этой проблемы.

Подводя итог дискуссии, эксперты подчеркнули значимость пятистороннего формата отношений государств Прикаспия. Именно саммиты являются ключевым механизмом, залогом безопасности каспийского региона. И создание общей информационной политики, позитивного информационного фона — очень важно для развития сотрудничества государств региона в самых разных сферах.

Источник : Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники